MIIHI4CTEPCTBO IIPOCBEIIIEHITA POCCNIZCKOft ON4NPAUI,II4
MlruncrepcrBo o6paronannfr rr HayKrr lleprtrocoro r(pafl
Vnpan.rreHue o6pa3oBaHr{fl aAMr{Hr{crpaqfiu OpAnHcrcoro MyHrrqurraJrbHoro oKpyra
ffepnrcrcoro Kpafl
MEOY "Mensscxaq OOIII"
CO|JIACOBAHO
TIEIAfOfI{IIECKTIM
COBgTOM
nporoKonJtlb 12
12
or <01> 09.2A25 r.
MAIITI,IPOBAHHAf, PAEOTIAf, IIPOTPAMMA
Vqe6uoro rpeAMera
4nr o6yuarculuxcr 7 xnacca
Me4rnrca 2025-2026
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для обучающихся с задержкой психического развития
(далее ЗПР) на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее –
ФГОС ООО),Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 7)
«Литература» (Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. N 1025), также федеральной рабочей программы воспитания, с учетом
распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития, с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Общая характеристика учебного предмета «Литература»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию
духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее
место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в
становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные
произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а
богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые
содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственноэстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся
художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению
таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом,
семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и
интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции
читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и
литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта
преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с
курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует
развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического
отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от
фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур
народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся
перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на
достижение планируемых результатов обучения.
Цели изучения учебного предмета «Литература»
Цели изучения литературы на уровне основного общего образования состоят в
формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского
восприятия,пониманиялитературныхтекстовисозданиясобственныхустныхиписьменных
высказываний, в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим
культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных
идеалов, воплощенных в отечественной и зарубежной литературе. Специальной целью
преподавания литературы является целенаправленное развитие у обучающегося с ЗПР
способности к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных
произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме.
Достижение целей изучения литературы возможно при решении учебных задач, которые
постепенно усложняются от 5 к 9 классу и учитывают особые образовательные потребности
обучающихся с ЗПР.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечениемкультурной
самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка
на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего
народа, мировой культуры, состоят в приобщении обучающихся к наследию отечественной и
зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы, воспитании
уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры,
способствующей
воспитанию
патриотизма,
формированию
национально-культурной
идентичности и способности к диалогу культур, освоению духовного опыта человечества,
национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию
гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для
дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и
общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных
произведений, как изучаемых на уроках литературы, так и прочитанных самостоятельно, что
способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том
числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвященных литературе, чтению,
книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего
эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у обучающихся
системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико- и историколитературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных
произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с
произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих
способностей, эстетического вкуса.
Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их
художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное
отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве
формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках
достоверных интерпретаций, сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их
фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств,
формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историколитературном процессе, развивать умения поиска необходимой информации с использованием
различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических
возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры,
культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи
обучающихся на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать
разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно
читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать
в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая
свою.
В 7 классе – 2 часа в неделю.
Содержание обучения в 7классе
Древнерусская литература
Древнерусские повести:"Поучение"Владимира Мономаха(в сокращении).
Литература первой половины XIX века
А.С. Пушкин. Стихотворения (неменее трех).Например,"Во глубине сибирских руд...", "19
октября" ("Роняет лес багряный свой убор..."), "И. И. Пущину", "На холмах Грузии лежит
ночная мгла..." и другие. "Повести Белкина" ("Станционный смотритель"). Поэма "Полтава"
(фрагмент) и другие.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трех). Например, "Узник", "Парус", "Тучи",
"Желанье" ("Отворите мне темницу..."), "Когда волнуется желтеющая нива...", "Ангел",
"Молитва" ("В минуту жизни трудную...") и другие. "Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова".
Н.В. Гоголь. Повесть "Тарас Бульба".
Литература второй половины XIX века
И.С. Тургенев. Рассказы из цикла "Записки охотника" (одно произведение по выбору).
Например, "Бирюк", "Хорь и Калиныч" и другие. Стихотворения в прозе. Например, "Русский
язык", "Воробей" и другие.
Л.Н.Толстой. Рассказ"После бала".
Н.А. Некрасов. Стихотворения (одно произведение). Например, "Размышления у парадного
подъезда", "Железная дорога" и другие.
Поэзия второй половины XIX века
Ф.И.Тютчев, А.А. Фет, А.К.Толстой и другие (одно стихотворение по выбору).
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки(одно произведение по выбору). Например, "Повесть о том,
как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик", "Премудрый пискарь" и другие.
Произведения отечественных и зарубежных писателей на историческую тему (одно
произведение). Например, А.К. Толстого, Р. Сабатини, Ф. Купера.
Литература конца XIX-начала XX века
А.П.Чехов. Рассказы (один по выбору).Например,"Тоска","Злоумышленник"и другие.
М. Горький. Ранние рассказы (одно произведение по выбору). Например, "Старуха
Изергиль" (легенда о Данко), "Челкаш" и другие.
Сатирическиепроизведенияотечественныхизарубежныхписателей(неменеедвух).
Например, М.М.Зощенко, А.Т. Аверченко, Н.Тэффи, О.Генри, Я.Гашека.
Литература первой половины XX века
А.С.Грин. Слово о писателе.
Феерия "Алые паруса".
Отечественная поэзия первой половины XX века. Стихотворения на тему мечты и
реальности
Стихотворения на тему мечты и реальности (одно - два по выбору). Например,
стихотворения А.А. Блока, Н.С. Гумилева, М.И. Цветаевой и других авторов.
А.В. Маяковский. Стихотворения (одно по выбору). Например, "Необычайное
приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче", "Хорошее отношение к
лошадям" и другие.
А.П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, "Юшка","Неизвестный цветок" и
другие.
Литература второй половины XX века
В.М. Шукшин. Рассказы (один по выбору). Например, "Чудик", "Стенька Разин", "Критики"
и другие.
Стихотворения отечественных поэтов XX-XXI веков
СтихотворенияМ.И.Цветаевой,Е.А.Евтушенко,Б.А.Ахмадулиной,Ю.Д.Левитанского-3
-4 стихотворения на выбор.
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX-начала XXI века
Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. Рассказ "О чем плачут лошади".
Ф.А. Искандер. Слово о писателе. Рассказ "Тринадцатый подвиг Геракла" (одно
произведение по выбору).
Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути
Л.Л. Волкова. "Всем выйти из кадра", Т.В. Михеева. "Легкие горы", У. Старк. "Умеешь ли
ты свистеть, Йоханна?" (не менее двух произведений современных отечественных и
зарубежных писателей)
Зарубежная литература
Зарубежная новеллистика. М. де Сервантес Сааведра. Роман "Хитроумный идальго Дон
Кихот Ламанчский" (главы).
П. Мериме. "Маттео Фальконе"; О. Генри. "Дары волхвов", "Последний лист", А. де СентЭкзюпери. Повесть-сказка "Маленький принц". (одно произведение по выбору).
Планируемые результаты освоения программы по литературе на уровне основного
общего образования
Результаты обучения по учебному предмету "Литература" оцениваются с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Для обучающихся с ЗПР
возможно изменение формулировки заданий на "пошаговую", адаптацию предлагаемого
обучающемуся тестового (контрольно-оценочного) материала, использование справочной
информации.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по литературе на уровне основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения литературы на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отраженными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из
литературы;
представление о способах противодействия коррупции, готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с
опорой на примеры из литературы, активное участие в самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности.
2) Патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в
художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая
внимание на их воплощение в литературе.
3) Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой
поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовностьоцениватьсвоеповедениеипоступки,атакжеповедениеипоступкидругих людей с
позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активноенеприятиеасоциальныхпоступков,свободаиответственностьличностивусловиях
индивидуального и общественного пространства.
4) Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых
литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5) Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт,
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья, соблюдение
правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в сети Интернет;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием,
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека с оценкой поступков литературных героев.
6) Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на
страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в
профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении
произведений русского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
7) Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной среды, готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
8) Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные
произведения;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, овладение
основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики литературного
образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) Обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися
социального
опыта,
основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
изучениеиоценкасоциальныхролейперсонажейлитературныхпроизведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям
других, в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности
через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, в выявлении и
связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать
идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие, умение
оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию
как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
Метапредметные результаты
В результате изучения литературы на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных
текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов
историко-литературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные
объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения,
определять критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий с учетом учебной задачи;
выявлятьдефицитыинформации,данных,необходимыхдлярешенияпоставленнойучебной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений
по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев).
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном
образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах, в том числе в литературных произведениях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как
часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и
другой информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой
информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность литературной и другой информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать
и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать
вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной
задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями
других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации,
изображенные в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
литературном объекте; делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального
интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном образовании;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать
контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и
условиям;
развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и
эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека,
понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций;
осознанноотноситьсякдругомучеловеку,егомнению,размышляянадвзаимоотношениями
литературных героев; признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим; осознавать
невозможность контролировать все вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
использоватьпреимуществакомандной(парной,групповой,коллективной)и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и
во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учетом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и
иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению,
и координироватьсвоидействиясдругимичленамикоманды;оцениватькачество своего вклада в
общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на
литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения программы по литературе на уровне основного общего
образования должны обеспечивать:
1) понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и ее роли в
формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального
народа Российской Федерации;
2) понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий
художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
3) овладение элементарными умениями эстетического и смыслового анализа произведений
устного народного творчества и художественной литературы, умениями воспринимать,
анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину
мира, отраженную в литературных произведениях, с учетом неоднозначности заложенных в них
художественных смыслов;
4) овладение умением анализировать произведение в единстве формы и содержания,
определять тематику и проблематику произведения, родовую и жанровую принадлежность
произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию,
учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии,
характеризовать авторский пафос, выявлять особенности языка художественного произведения,
поэтической и прозаической речи;
5) иметь представление о теоретико-литературных понятиях и уметь использовать их на
базовом уровне в процессе анализа, интерпретации произведений и оформления собственных
оценок и наблюдений (художественная литература и устное народное творчество, проза и
поэзия, художественный образ, факт и вымысел, литературные направления (классицизм,
сентиментализм, романтизм, реализм), роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча,
повесть, роман, комедия, драма, трагедия, поэма, басня, баллада, песня, ода, элегия, послание,
отрывок, сонет,эпиграмма,лироэпические(поэма,баллада),формаисодержаниелитературного
произведения, тема, идея, проблематика, пафос (героический, трагический, комический), сюжет,
композиция, эпиграф, стадии развития действия (экспозиция, завязка, развитие действия,
кульминация, развязка, эпилог, авторское отступление, конфликт), система образов, образ
автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой,
лирический персонаж, речевая характеристика героя, реплика, диалог, монолог; ремарка;
портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ, подтекст, психологизм; сатира,
юмор, ирония, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола;
антитеза, аллегория, риторический вопрос, риторическое восклицание, инверсия; повтор,
анафора; умолчание, параллелизм, звукопись (аллитерация, ассонанс), стиль; стих и проза,
стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа, афоризм;
6) овладение базовым умением рассматривать изученные произведения в рамках историколитературного процесса (определять с направляющей помощью педагога и при помощи "ленты
времени" принадлежность произведения к историческому времени, определенному
литературному направлению);
7) овладение умением выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (в
том числе А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя) и особенностями
исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений;
8) овладение умением сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей,
литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы,
жанры, приемы, эпизоды текста;
9) овладение умением сопоставлять по опорной схеме или опорным вопросам изученные и
самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями
других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);
10) совершенствование умения выразительно (с учетом индивидуальных особенностей
обучающихся с ЗПР) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или)
фрагментов;
11) овладение умением пересказывать прочитанное произведение по опорным схемам и
наводящим вопросам, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ,
отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту;
12) развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, давать
аргументированную оценку прочитанному;
13) совершенствование умения создавать устные и письменные высказывания разных
жанров, писать сочинение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения (не менее
200 слов), аннотацию, отзыв;
14) понимание важности чтения и изучения произведений устного народного творчества и
художественной литературы как способа познания мира, источника эмоциональных и
эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;
15) развитие умения планировать собственное досуговое чтение, формировать и обогащать
свой круг чтения, в том числе за счет произведений современной литературы;
16) формирование умения участвовать в проектной или исследовательской деятельности (с
приобретением опыта публичного представления полученных результатов);
17) овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационносправочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных
фондах, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включенных в
федеральный перечень, для выполнения учебной задачи; применять ИКТ, соблюдать правила
информационной безопасности.
Предметные результаты изучения литературы. К концу обучения в 7 классе
обучающийся научится:
иметь представления об общечеловеческой и духовно-нравственной ценности литературы,
осознавать ее роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального
народа Российской Федерации;
иметь представления о специфике литературы как вида словесного искусства, выявлять
отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
проводить, сопоройнаплан, смысловой анализ произведений фольклора ихудожественной
литературы; воспринимать, анализировать и оценивать прочитанное (с учетом актуального
уровня развитияобучающихся с ЗПР), иметь представление, что в литературных произведениях
отражена художественная картина мира:
анализировать с направляющей помощью педагога произведение в единстве формы и
содержания; определять тему, главную мысль и проблематику произведения, его родовую и
жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, рассказчика и авторскую позицию,
учитывая художественные особенности произведения; характеризовать героев-персонажей,
давать их сравнительные характеристики, оценивать систему персонажей; определять
особенности композиции и основной конфликт произведения; объяснять свое понимание
нравственно-философской, социально-исторической проблематики произведений (с учетом
актуального уровня развития обучающихся с ЗПР);
понимать сущность и элементарные смысловые функции теоретико-литературных понятийи
учиться самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений:
художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный
образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, поэма, песня); тема, идея,
проблематика; сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка,
развитие действия, кульминация, развязка; автор, повествователь, рассказчик, литературный
герой (персонаж), лирический герой; портрет, пейзаж, интерьер; юмор, ирония; эпитет,
метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; стихотворный метр
(хорей, ямб, дактиль), ритм, рифма, строфа;
выделять, с направляющей помощью педагога, в произведениях элементы художественной
формы и обнаруживать связи между ними;
сопоставлять по плану произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных
литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приемы, особенности
языка;
сопоставлять изученные произведения художественной литературы с произведениями
других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино); выразительно читать стихи и прозу, в
том числе наизусть (не менее 6 - 7 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая
личное отношение к произведению (с учетом актуального уровня развития обучающихся сЗПР);
пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, отвечать
навопросыпопрочитанномупроизведениюи самостоятельно формулироватьвопросыктексту;
участвоватьвбеседеидиалогеопрочитанномпроизведении,даватьаргументированную
оценкупрочитанному;
создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объемом не менее 100 - 110
слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме сопорой на прочитанные произведения;
с направляющей помощью педагога исправлять и редактировать собственные письменные
тексты; с направляющей помощью педагога собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта на предложенную
педагогом литературную тему;
с направляющей помощью педагога интерпретировать и оценивать текстуально изученные
художественные произведения древнерусской, русской и зарубежной литературы и
современных авторов с использованием методов смыслового чтения;
осознавать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной
литературы для самостоятельного познания мира, развития собственных эмоциональных и
эстетических впечатлений;
планировать свое досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям
педагога, в том числе за счет произведений современной литературы для детей и подростков;
участвовать в коллективной и индивидуальной проектной или исследовательской
деятельности и публично представлять полученные результаты;
развивать умение использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в
электронной форме; самостоятельно пользоваться электронными библиотеками и подбирать
проверенные источники в интернет-библиотеках для выполнения учебных задач, соблюдая
правила информационной безопасности.
Учебно-методическоеобеспечениеобразовательногопроцесса
Литература(в2частях),7класс/КоровинаВ.Я.,ЖуравлевВ.П.,КоровинВ.И., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
7 КЛАСС
Наименование
№
разделов и тем
п/п
программы
о
1
1
Количествочасов
Всег
Контрольны
Практическ
е работы
ие работы
Раздел1.Древнерусскаялитература
Древнерусские
повести.
(одна
повестьповыбору).
1. Например,
1
«Поучение»
Владимира
Мономаха
(в
сокращении)
Итого по разделу
1
Раздел2. ЛитературапервойполовиныXIXвека
А. С. Пушкин.
Стихотворения (не
менее
четырёх).Например,
«Во
глубине
сибирскихруд…»,
«19
октября»
(«Роняет
лес
багряный
свой
2.
6
убор…»), «И. И.
Пущину»,
«На
холмахГрузии
лежит
ночная
мгла…»идр.
«ПовестиБелкина»
(«Станционный
смотритель»идр.).
Поэма «Полтава»
(фрагмент)
Электронные
(цифровые)
образовательныересурсы
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
2
3
1
М.
Ю.
Лермонтов.
Стихотворения(не
менее
четырёх).
Например,
«Узник», «Парус»,
«Тучи», «Желанье»
(«Отворите
мне
темницу…»),
«Когда волнуется
2.
4
желтеющаянива…»,
«Ангел»,
«Молитва»
(«В
минуту
жизни
трудную…»)идр.
«Песня про царя
ИванаВасильевича,
молодогоопричника
и
удалого
купца
Калашникова»
Н. В. Гоголь.
2.
Повесть
«Тарас
3
Бульба»
Итого по разделу
13
Раздел3. ЛитературавторойполовиныXIXвека
И.С.Тургенев.
Рассказыизцикла
«Запискиохотника»
(двапо
выбору).Например,
3.
«Бирюк», «Хорь и
3
Калиныч» и др.
Стихотворения
в
прозе.Например,
«Русскийязык»,
«Воробей»идр.
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
3.
2
3.
3
3.
4
3.
5
3.
6
Л.Н.Толстой.
Рассказ
«После
бала»
Н. А. Некрасов.
Стихотворения (не
менее
двух).
Например,
«Железнаядорога»,
«Размышления
у
парадного
подъезда» и др.
Поэзия второй
половиныXIXвека.
Ф. И. Тютчев, А. А.
Фет, А. К. Толстой
идр.(не менеедвух
стихотворений по
выбору)
М.
Е.
Салтыков-Щедрин.
Сказки (две по
выбору).Например,
«Повестьо том, как
один мужик двух
генералов
прокормил»,
«Дикийпомещик»,
«Премудрый
пискарь»идр.
Произведения
отечественных
и
зарубежных
писателей
на
историческуютему.
(не менее двух).
Например,
произведенияА.К.
3
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
2
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
2
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
2
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
1
2
3
1
Толстого,
Р.
Сабатини,
Ф.
Купера
Итого по разделу
13
Раздел4.ЛитератураконцаXIX—началаXXвека
А. П. Чехов.
Рассказы (один по
4. выбору).Например,
1
«Тоска»,
«Злоумышленник»
и др.
М.Горький.
Ранние
рассказы
(одно произведение
по
выбору).
4.
2
Например,
«СтарухаИзергиль»
(легенда
оДанко),«Челкаш»
идр.
Сатирические
произведения
отечественной
и
зарубежной
литературы.
(не
4.
2
менее
двух).Например,М.
М.
Зощенко,
А.Т.Аверченко,Н.
Тэффи,О.Генри,Я.
Гашека
Итого по разделу
5
Раздел5. ЛитературапервойполовиныXXвека
А. С. Грин.
5.
Повестиирассказы
2
(однопроизведение
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
5.
2
5.
3
5.
4
5.
5
по
выбору).
Например, «Алые
паруса»,«Зелёная
лампа»идр.
Отечественная
поэзия
первой
половиныXXвека.
Стихотворения на
тему
мечты
и
реальности(два-три
по
выбору).
Например,
стихотворения А.
А. Блока, Н. С.
Гумилёва, М. И.
Цветаевойидр.
В.
В.
Маяковский.
Стихотворения
(одноповыбору).
Например,
«Необычайное
приключение,
бывшее
с
Владимиром
Маяковским летом
надаче», «Хорошее
отношение
к
лошадям»идр.
М.А.Шолохов.
«Донские
рассказы»(одинпо
выбору).Например,
«Родинка»,«Чужая
кровь» и др.
А.П.Платонов.
Рассказы(одинпо
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
2
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
1
2
3
выбору).Например,
«Юшка»,
«Неизвестный
цветок»идр.
Итого по разделу
7
Раздел6.ЛитературавторойполовиныXXвека
В. М. Шукшин.
Рассказы (один по
6. выбору).Например,
1
«Чудик», «Стенька
Разин»,«Критики»
идр.
Стихотворения
отечественных
поэтов
XX—XXI
веков. (не менее
четырёх
стихотворенийдвух
6.
поэтов): например,
2
стихотворения М.
И. Цветаевой, Е. А.
Евтушенко, Б. А.
Ахмадулиной,Ю.
Д. Левитанского и
др.
Произведения
отечественных
прозаиков второй
половины XX —
начала XXI века.
6.
(не
менее
2
двух).Например,
произведения Ф.А.
Абрамова, В. П.
Астафьева, В. И.
Белова,
Ф.
А.
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
4
1
2
Искандераидр.
Тема
взаимоотношения
поколений,
становления
человека, выбораим
жизненного пути.
(не
менеедвух
произведений
современных
6. отечественных
и
2
зарубежных
писателей).
Например, Л. Л.
Волкова
«Всем
выйти из кадра», Т.
В.
Михеева.
«Лёгкие горы», У.
Старк «Умеешь ли
ты
свистеть,
Йоханна?»идр.
Итого по разделу
7
Раздел7.Зарубежнаялитература
М.
де
Сервантес
Сааведра.
Роман
7.
2
«Хитроумный
идальгоДонКихот
Ламанчский»
(главы по выбору).
Зарубежная
новеллистика.
7. (одно-два
2
произведения
по
выбору).Например,
П.Мериме.«Маттео
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
3
Фальконе»;
О.
Генри.
«Дары
волхвов»,
«Последнийлист».
А. де Сент
7. Экзюпери.Повестьсказка«Маленький
принц»
Итого по разделу
7
Развитиеречи
5
Внеклассноечтение
2
Итоговыеконтрольные
работы
2
Резервноевремя
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
3
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
2
6
68
2
0
п/
п
ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количествочасов
Дат
Контро
Практич а
Тема урока
В
изучени
льные
еские
сего
я
работы
работы
Резервный
урок.
Вводный
урок. Изображение
человека
как
важнейшая
1
идейнонравственная
проблема
литературы
Древнерусские
повести.
(одна
повесть
по
выбору),например,
«Поучение»
1
Владимира
Мономаха
(в
сокращении).Темы
и
проблемы
произведения
А. С. Пушкин.
Стихотворения (не
менеечетырех)
«Во
глубине
сибирскихруд…»,
«19
октября»
1
(«Роняет
лес
багряный
свой
убор…»), «И. И.
Пущину»,«На
холмахГрузии
Электронныецифровые
образовательные ресурсы
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc338b6
лежит
ночная
мгла…»
и
др.
Тематика
и
проблематика
лирических
произведений
А.С.Пушкин.
Стихотворения
«Во
глубине
сибирскихруд…»,
«19
октября»
(«Роняет
лес
багряный
свой
убор…»), «И. И.
Пущину»,
«На
холмахГрузии
1
лежит
ночная
мгла…»
и
др.
Особенности
мировоззрерия
поэта
и
их
отражение
в
творчестве,
средства
выразительности
А.С.Пушкин.
«ПовестиБелкина»
(«Станционный
смотритель»и др.).
Тематика,
проблематика,
1
особенности
повествования
в
«Повестях
Белкина»
А.С.Пушкин.
«ПовестиБелкина» 1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc340ae
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3420c
(«Станционный
смотритель» и др.).
Особенности
конфликта
и
композиции
повести. Система
персонажей.Образ
«маленького
человека»
в
повести.
Мотив
"блудного сына" в
повести
«Станционный
смотритель»
А. С. Пушкин.
Поэма «Полтава»
(фрагмент).
Историческая
основа
поэмы. 1
Сюжет,
проблематика
произведения.
А. С. Пушкин.
Поэма «Полтава»
(фрагмент).
Сопоставление
образов Петра I и
1
Карла IX. Способы
выражения
авторскойпозиции
впоэме
Развитие речи.
А. С. Пушкин.
Поэма «Полтава»
1
(фрагмент).
Подготовка
к
домашнему
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc33fa0
0
1
2
сочинению
по
поэме
«Полтава»(фрагме
нт)
М.
Ю.
Лермонтов.
Стихотворения(не
менее
четырех).
«Узник»,«Парус»,
«Тучи»,«Желанье»
(«Отворите
мне
темницу…»),
«Когда волнуется 1
желтеющая
нива…», Ангел»,
«Молитва»
(«В
минуту
жизни
трудную…») и др.
Темаодиночества
влирикепоэта
М.
Ю.
Лермонтов.
Стихотворения.
Проблема
гармониичеловека
и
природы. 1
Средства
выразительностив
художественном
произведении
М.
Ю.
Лермонтов. «Песня
про царя Ивана
Васильевича,
1
молодого
опричника
и
удалого
купца
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc34310
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc34428
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3464e
3
4
5
Калашникова».
Историческая
основа
произведения.
Тема,идея,сюжет,
композиция
М.
Ю.
Лермонтов. «Песня
про царя Ивана
Васильевича,
молодого
опричника
и
удалого
купца
Калашникова».
1
Система образов.
Художественные
особенностиязыка
произведения
и
фольклорная
традиция
Развитиеречи.
М.Ю.Лермонтов.
«Песня про царя
ИванаВасильевича,
молодого
опричника
и
удалого
купца
1
Калашникова».
Подготовка
к
домашнему
сочинению
по
произведению
Н. В. Гоголь.
Повесть
«Тарас
Бульба».
1
Историческаяи
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3475c
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc34860
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc34d60
6
7
8
9
фольклорнаяоснова
повести.
Тематика
и
проблематика
произведения
Н.В.Гоголь.
Повесть
«Тарас
Бульба».Сюжети
композиция
повести.
Роль
пейзажных
зарисовок
в
повествовании
Н. В. Гоголь.
Повесть
«Тарас
Бульба». Система
персонажей.
Сопоставление
ОстапаиАндрия
Резервный
урок.Н. В. Гоголь.
Повесть
«Тарас
Бульба».
Образ
Тараса Бульбы в
повести
Резервный
урок.Н. В. Гоголь.
Повесть
«Тарас
Бульба».
Авторскаяпозиция
и
способы
ее
выражения
в
повести.
Художественное
мастерство Н. В.
Гоголя
в
изображении
1
1
1
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc34e6e
0
1
2
3
4
героеви природы
Развитие речи.
Развернутый ответ
на
проблемный
вопрос по повести
Н.В.Гоголя
«ТарасБульба»
И.С.Тургенев.
Цикл
«Записки
охотника»
в
историческом
контексте.Рассказ
«Бирюк». Образы
повествователя и
героев
произведения
И.С.Тургенев.
Рассказ «Хорь и
Калиныч».
Сопоставление
героев.Авторская
позицияврассказе
И.С.Тургенев.
Стихотворения в
прозенапример,
«Русский
язык»,
«Воробей» и др.
Особенности
жанра,тематикаи
проблематика
произведений,
средства
выразительности
Л.Н.Толстой.
Рассказ
«После
бала»:
тематика,
1
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc350a8
1
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc352ba
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3542c
5
6
7
8
9
проблематика
произведения
Л.Н.Толстой.
Рассказ
«После
бала»: сюжет и
композиция
Л.Н.Толстой.
Рассказ
«После
бала»:
система
образов
Н.
А.
Некрасов.
Стихотворение
«Размышления
у
парадного
подъезда»Идейнохудожествннное
своеобразие
Н.
А.
Некрасов.
Стихотворение
«Железнаядорога».
Идейнохудожественное
своеобразие
Поэзиявторой
половины
XIX
века.Ф.И.Тютчев.
«Есть
в
осени
первоначальной…»
,«Весенниеводы»
.А.А.Фет.«Ещё
майская
ночь»,
«Этоутро,радость
эта.»
М.
Е.
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35544
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3565c
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35774
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35878
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35990
Библиотека
ЦОК
0
1
2
3
Салтыков-Щедрин.
Идейнохудожественное
своеобразиесказок
писателя.«Повесть
о том, как один
мужик
двух
генералов
прокормил»,
«Дикийпомещик»
М.
Е.
Салтыков-Щедрин.
«Премудрый
пискарь»:
тематика,
проблематика,
сюжет.
Особенности
сатиры
М.
Е.
СалтыковаЩедрина
Произведения
отечественных
и
зарубежных
писателей
на
историческую
тему.
Идейнохудожственное
своеобразие
произведенийА.К.
Толстогоорусской
старине
Историческая
основа
произведений
Р.
Сабатини,
романтикаморских
1
https://m.edsoo.ru/8bc35c06
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35e2c
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35a94
1
4
5
6
7
приключений
в
эпоху
географических
открытий
Резервный
урок.
История
Америки
в
произведенияхФ.
Купера
Итоговая
контрольная
работа
по
литературе
XIX
века. Литература и
история:
изображение
в
литературе
исторических
событий
А. П. Чехов.
Рассказы (один по
выбору).
Например,
«Тоска»,
«Злоумышленник».
Тематика,
проблематика
произведений.
Художественное
мастерство
писателя
М.
Горький.
Ранние
рассказы
(однопроизведение
по
выбору).
Например,
1
1
1
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35f3a
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc36520
8
9
0
1
«Старуха
Изергиль»(легенда
о
Данко),
«Челкаш» и др.
Идейнохудожственное
своеобразие
ранних рассказов
писателя
М.Горький.
Сюжет,
система
персонажей одного
из
ранних
рассказовписателя
Объекты
сатиры
в
произведениях
писателей
конца
XIX—началаXX
века. (не менее
двух). Например,
М.М.Зощенко,А. Т.
Аверченко, Н.
Тэффи,О.Генри,
Я.
Гашека.
Понятие сатиры.
Тематика,
проблематика
сатирических
произведений,
средства
выразительности в
них
Развитиеречи.
Сочинениерассуждение
"Нужны
ли
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc36656
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc36f52
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3706a
1
2
3
4
сатирические
прозведения?" (по
изученным
сатирическим
произведениям
отечественной
и
зарубежной
литературы)
А. С. Грин.
Особенности
мировоззрения
писателя.Повести и
рассказы (одно
произведение
по 1
выбору).
Например, «Алые
паруса», «Зелёная
лампа»
А. С. Грин.
Идейнохудожественное
своеобразие
1
произведений.
Системаобразов
Отечественная
поэзия
первой
половины XXвека.
Стихотворения на
тему
мечты
и
реальности
(дватри повыбору).
1
Например,
стихотворения А.
А. Блока, Н. С.
Гумилёва, М. И.
Цветаевой и др.
Художественное
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3678c
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc368ae
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3626e
5
6
своебразие
произведений,
средства
выразительности
В.
В.
Маяковский.
Стихотворения.
(одноповыбору).
Например,
«Необычайное
приключение,
бывшее
с
Владимиром
Маяковскимлетом 1
на
даче»,
«Хорошее
отношение
к
лошадям»
и
др.Тематика,
проблематика,
композиция
стихотворения
В.
В.
Маяковский.
Стихотворения.
(одноповыбору).
Например,
«Необычайное
приключение,
бывшее
с
1
Владимиром
Маяковскимлетом
на
даче»,
«Хорошее
отношение
к
лошадям» и др.
Система
образов
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc369ee
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc36b60
7
8
9
стихотворения.
Лирическийгерой.
Средства
выразительности
М.А.Шолохов.
«Донские
рассказы»(одинпо
выбору).
Например,
«Родинка»,«Чужая
кровь»
и
др.
Тематика,
1
проблематика,
сюжет,
система
персонажей,
гуманистический
пафос
произведения
А.
П.
Платонов.Рассказы
(одинпо выбору).
Например,
«Юшка»,
«Неизвестный
цветок»
и
др.
Идейно1
художественное
своеобразие
произведения.
Особенностиязыка
произведенийА.П.
Платонова
В.М.Шукшин.
Рассказы (один по
выбору).
1
Например,
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc37bdc
0
1
2
«Чудик»,«Стенька
Разин»,«Критики»
и др. Тематика,
проблематика,
сюжет,
система
образов
произведения
Резервный
урок.
В.
М.
Шукшин. Рассказы
(один по выбору).
Например,
«Чудик», «Стенька
1
Разин»,«Критики».
Авторская позиция
в
произведении.
Художественное
мастерство автора
Стихотворения
отечественных
поэтов XX—XXI
веков (не менее
четырёх
стихотворенийдвух
поэтов):
например,
стихотворения М. 1
И. Цветаевой, Е. А.
Евтушенко,Б.А.
Ахмадулиной, Ю.
Д.Левитанскогои
др.Тематика,
проблематика
стихотворений
Стихотворения
отечественных
1
поэтов XX—XXI
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc373f8
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc375a6
3
4
5
веков.Лирический
герой
стихотворений.
Средства
выразительностив
художественных
произведениях
Развитиеречи.
Интерпретация
стихотворения
отечественных
1
поэтов XX—XXI
веков
Произведения
отечественных
прозаиков второй
половины XX —
начала XXI века.
(не менее двух).
Например,
произведенияФ.А.
Абрамова, В. П.
1
Астафьева, В. И.
Белова,
Ф.
А.
Искандера и др.
Тематика,
проблематика,
сюжет,
система
образоводногоиз
рассказов
Произведения
отечественных
прозаиков второй
половины XX —
1
начала XXI века.
Идейнохудожественное
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3798e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc37a9c
6
7
8
своеобразиеодного
из рассказов
Внеклассное
чтение
по
произведениям
отечественных
1
прозаиков второй
половины XX —
началаXXIвека
Тема
взаимоотношения
поколений,
становления
человека, выбора
им
жизненного
пути (не менеедвух
произведений
современных
отечественных и
зарубежных
писателей).
[Например, Л. Л. 1
Волкова
«Всем
выйтиизкадра»,Т.
В.
Михеева.
«Лёгкие горы», У.
Старк «Умеешь ли
ты
свистеть,
Йоханна?» и др].
Тема, идея, сюжет,
системаобразов
одного
из
произведений.
Тема
взаимоотношения
поколений,
1
становления
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc37e0c
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc37f24
9
0
1
человека, выбора
им
жизненного
пути. Идейнохудожественное
своеобразиеодного
из произведений.
Отношениеавтора к
героям
произведения, их
поступкам
Внеклассное
чтение.
Тема
взаимоотношения
поколений,
становления
1
человека, выбора
им
жизненного
пути
Итоговая
контрольная
работа
по
литературе XX началуXXIвеков.
Тема
взаимоотношения
1
поколений,
становления
человека, выбора
им
жизненного
пути
в
художественной
литратуре
М.
де
Сервантес
Сааведра.
Роман
1
«Хитроумный
идальго Дон Кихот
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc383d4
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3851e
2
3
4
Ламанчский»
(главы).
Жанр,
тематика,
проблематика,
сюжетромана
М.
де
Сервантес
Сааведра.
Роман
«Хитроумный
идальго Дон Кихот
Ламанчский»(глав
ы).
Система 1
образов.
Дон
Кихоткакодиниз
«вечных» образов
в
мировой
литературе
Зарубежная
новеллистика.Жанр
новеллы в
литературе,
его
особенности.
П.
Мериме. Идейно- 1
художественное
своеобразие
новеллы «Маттео
Фальконе»
Зарубежная
новеллистика. О.
Генри.
«Дары
волхвов»,
«Последнийлист»
(одно
из 1
произведений
по
выбору).
Жанр,
тема,
идея,
проблематика,
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/8bc3867
2
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/8bc38a6
4
5
6
7
сюжет
новеллы.
Система
персонажей. Роль
художественной
детали
в
произведении
А. де Сент
Экзюпери.
Повесть-сказка
«Маленький
принц».
Жанр,
1
тематика,
проблематика,
сюжет
произведения
А. де Сент
Экзюпери.
Повесть-сказка
«Маленький
принц». Система
образов.
Образ
Маленькогопринца. 1
Взаимоотношения
главного героя с
другими
персонажами
А. де Сент
Экзюпери.
Повесть-сказка
«Маленький
принц».
Образ
1
рассказчика.
Нравственные
уроки
«Маленького
принца»
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3808c
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3819a
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc382bc
Резервный
урок.
Итоговый
урок. Результаты и
планы
на
8
следующий
год. 1
Список
рекомендуемой
литературы
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВОЧАСОВ
68
ПО ПРОГРАММЕ
2
0