труд 1 класс 2025-2026г

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Труд
(технология)» (предметная область «Технология») (далее соответственно –
программа по труду (технологии), труд (технология) включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы труду (технологии), тематическое планирование,
поурочное планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
учебного предмета, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе
завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных,
коммуникативных и регулятивных), которые возможно формировать
средствами технологии с учетом возрастных особенностей обучающихся на
уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по труду (технологии)
включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения
на уровне начального общего образования, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Программа по труду (технологии) на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образованияФГОС
НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно- нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Основной целью программы по труду (технологии) является успешная
социализация обучающихся, формирование у них функциональной
грамотности на базе освоения культурологических и конструкторскотехнологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах
егосозданияврамкахисторическименяющихсятехнологий)исоответствующих
им практических умений, приобретение практических умений, необходимых
для разумной организации собственной жизни, воспитание ориентации на
будущую трудовую деятельность, выбор профессии в процессе
практического знакомства с историей ремесел и технологий.
Программа по труду (технологии) направлена на решение системы
задач:

формирование общих представлений о технологической культуре и
организации трудовой деятельности как важной части общей культуры
человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о
предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его
взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания,
исторически развивающихся и современных производствах и профессиях;
формирование основ чертежно-графической грамотности, умения
работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертеж,
эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных
материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений;
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации,
глазомера через формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого
использования полученных знаний и умений в практической деятельности;
развитие познавательныхпсихическихпроцессови приемовумственной
деятельности в ходе выполнения практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к
конструкторской и к изобретательской деятельности;
воспитание уважительного отношения к труду, людям труда,
культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур,
отраженных в материальном мире;
воспитание понимания социального значения разных профессий,
важности ответственного отношения каждого за результаты труда;
воспитание готовности участия в трудовых делах школьногоколлектива;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности,
аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе,
взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной
созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к
творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого
отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного
мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду,
применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и
мнению других людей.

Содержание программы по труду (технологии) включаетхарактеристику
основных структурных единиц (модулей), которые являются общими для
каждого года обучения:
труд,технологии,профессииипроизводства;
технологии ручной обработки материалов: работы с бумагой и
картоном, с пластичными материалами, с природным материалом, с
текстильными материалами и другими доступными материалами (например,
пластик, поролон, фольга, солома);
конструированиеимоделирование:работасконструктором(сучетом
возможностейматериально-техническойбазыобразовательнойорганизации),
конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных
материалов, природных и текстильных материалов, робототехника (с учетом
возможностейматериально-техническойбазыобразовательнойорганизации);
ИКТ (с учетом возможностей материально-технической базы
образовательной организации).
В процессе освоения программы по труду (технологии) обучающиеся
овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на
развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства
ответственности, умения искать и использовать информацию.
В программе по труду (технологии) осуществляется реализация
межпредметных связей с
учебными предметами: «Математика»
(моделирование, выполнение расчетов, вычислений, построение форм с
учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами,
именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование
средств художественной выразительности, законов и правил декоративноприкладногоискусства идизайна), «Окружающиймир»(природные формыи
конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей
длямастера;природакакисточниксырья,этнокультурныетрадиции),
«Родной язык» (использование важнейших видов речевой деятельности и
основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения
результатов практической деятельности), «Литературное чтение» (работа с
текстами для создания образа, реализуемого в изделии).
Общее число часов, рекомендованных для изучения труда (технологии),
– 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час
в неделю), в 3 классе –- 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в
неделю).

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
1КЛАСС
Технологии,профессииипроизводства
Природное и техническое окружение человека. Природа как источник
сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие
природных форм, их передача в изделиях из различных материалов.
Наблюдения природы и фантазия мастера – условия создания изделия.
Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах,их
происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его
организация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на
рабочем месте материалов и инструментов, поддержание порядка во время
работы, уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное
использование и хранение инструментов.
Мир профессий. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные
с изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы
обслуживания.
ТрадицииипраздникинародовРоссии,ремесла,обычаи.
Технологииручнойобработкиматериалов
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых
материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при
изготовлении изделий.
Общее представление об основных технологических операциях ручной
обработки
материалов:
разметка
деталей,
выделение
деталей,
формообразованиедеталей,сборкаизделия,отделкаизделияилиегодеталей.
Способы разметки деталей: «на глаз» и «от руки», по шаблону, по
линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) и
изготовление изделий с использованием рисунков, графических инструкций,
простейших схем. Чтение условных графических изображений (знание
операций, способов и приемов работы, последовательности изготовления
изделий). Правилаэкономнойиаккуратнойразметки. Рациональнаяразметка и
вырезание несколькиходинаковыхдеталей из бумаги. Способысоединения
деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и
другие. Приемы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или
его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и другие).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки
материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и
приспособления(ножницы, линейка, игла, гладилка,стека, шаблонидругие),
их правильное, рациональное и безопасное использование.

Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другие). Приемы
изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка «на
глаз», отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.
Наиболее распространенные виды бумаги, их общие свойства.
Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и
складывание, сминание, обрывание, склеивание и другие. Резание бумаги
ножницами. Правила безопасного использования ножниц.
Виды природных материалов (плоские – листья и объемные – орехи,
шишки, семена, ветки). Приемы работы с природными материалами: подбор
материалов всоответствии с замыслом, составление композиции, соединение
деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с
помощью пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах.
Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и другие).
Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка.
Использованиедополнительныхотделочныхматериалов.
Конструированиеимоделирование
Простые и объемные конструкции из разных материалов (пластические
массы, бумага, текстиль и другие) и способы их создания. Общее
представление о конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимное
расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей визделиях
из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий,
изготовление изделий по образцу, рисунку. Конструирование по модели (на
плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное
прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого
(необходимого) результата, выбор способа работы в зависимости от
требуемого результата (замысла).
ИКТ
Демонстрация
учителем
подготовленных
материалов
на
информационных носителях.
Информация.Видыинформации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ
УРОВЕНЬ)
Изучение труда (технологии) в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовыелогическиеиисследовательскиедействия:

ориентироватьсявтерминах,используемыхвтехнологии(впределах
изученного);
воспринимать и использовать предложеннуюинструкцию(устную,
графическую);
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку,
выделять основные и второстепенные составляющие конструкции;
сравниватьотдельныеизделия(конструкции),находитьсходствои различия
в их устройстве.
Работасинформацией:
воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или
в учебнике), использовать ее в работе;
понимать и анализировать простейшую знаково-символическую
информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней.
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия
Общение:
участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное
мнение, отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения:
уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого
человека;
строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по
содержанию изученных тем).
Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия
Самоорганизация и самоконтроль:
принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную
учебную задачу;
действовать по плану, предложенному учителем, работать с
использованием графических инструкций учебника, принимать участие в
коллективном построении простого плана действий;
понимать и принимать критерии оценки качества работы,
руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных работ;
организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку
рабочего места, поддерживать на нем порядок в течение урока, производить
необходимую уборку по окончании работы;
выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным
критериям.
Совместнаядеятельность:
проявлять положительное отношение к включению в совместную
работу, к простым видам сотрудничества;

принимать участие в парных, групповых, коллективныхвидахработы, в
процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
2КЛАСС
Технологии,профессииипроизводства
Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные
представления об основном принципе создания мира вещей: прочность
конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность.
Средствахудожественнойвыразительности(композиция,цвет,тонидругие).
Изготовление изделий с учетом данного принципа. Общее представление о
технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия,
выстраиваниепоследовательностипрактическихдействийитехнологических
операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка,
обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия,
проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и
изменений. Изготовление изделий из различных материалов с соблюдением
этапов технологического процесса.
Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий.
Совершенствованиеихтехнологическихпроцессов.Мирпрофессий.Мастера и
их профессии, правила мастера. Культурные традиции. Техника на службе
человеку.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла,
его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые
проекты.
Технологииручнойобработкиматериалов
Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в
жизни. Исследование и сравнение элементарных физических, механическихи
технологических свойств различных материалов. Выбор материалов по их
декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Знание и выполнение основных технологических операций ручной
обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с
помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей
(сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги и другие),
сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей изделия.
Использование соответствующих способов обработки материалов в
зависимости от вида и назначения изделия.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший
чертеж, эскиз, схема. Чертежные инструменты – линейка (угольник,
циркуль). Их функциональное назначение, конструкция. Приемы безопасной
работы колющими инструментами (циркуль).

Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа
(контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение условных
графических изображений. Построение прямоугольника от двух прямых
углов (от одного прямого угла). Разметка деталей с использованием
простейших чертежей, эскизов. Изготовление изделий по рисунку,
простейшему чертежу или эскизу, схеме. Использование измерений,
вычислений и построений для решения практических задач. Сгибание и
складывание тонкого картона и плотных видов бумаги (биговка). Подвижное
соединение деталей на проволоку, толстую нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани
(поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного
происхождения (полученные на основе натурального сырья). Виды ниток
(швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы (общее представление),
его строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и ее варианты
(перевивы, наборы) и (или) строчка косого стежка и ее варианты (крестик,
стебельчатая, елочка). Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей
выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного
швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей,
сшивание деталей).
Использование дополнительных материалов (например, проволока,
пряжа, бусины и другие).
Конструированиеимоделирование
Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах
создания гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и
конструирования симметричных форм.
Конструирование и моделирование изделий из различных материаловпо
простейшему чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей
конструкции. Внесение элементарных конструктивных изменений и
дополнений в изделие.
ИКТ
Демонстрация
учителем
подготовленных
материалов
на
информационных носителях.
Поискинформации.Интернеткакисточникинформации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) во 2 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия
Базовыелогическиеиисследовательскиедействия:
ориентироватьсявтерминах,используемыхвтехнологии(впределах
изученного);
выполнятьработувсоответствиисобразцом,устнойилиписьменной
инструкцией;
выполнятьдействия анализа и синтеза, сравнения, группировки с
учетом указанных критериев;
строить рассуждения, проводить умозаключения, проверять их в
практической работе;
воспроизводить порядок действий при решении учебной (практической)
задачи;
осуществлять
решение
простых
задач
в
умственной
и
материализованной формах.
Работасинформацией:
получатьинформациюиз учебника идругихдидактическихматериалов,
использовать ее в работе;
понимать и анализировать знаково-символическую информацию
(чертеж, эскиз, рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней.
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия
Общение:
выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы,
дополнять ответы других обучающихся, высказывать свое мнение, отвечать
на вопросы, проявлять уважительное отношение к одноклассникам,внимание
к мнению другого человека;
делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте,
рассказе учителя, о выполненной работе, созданном изделии.
Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия
Самоорганизация и самоконтроль:
пониматьиприниматьучебнуюзадачу; организовывать
свою деятельность;
понимать предлагаемый план действий, действовать по плану;
прогнозироватьнеобходимыедействиядляполученияпрактического
результата,планироватьработу;
выполнятьдействияконтроляиоценки;
воспринимать советы, оценкуучителя и другихобучающихся, стараться
учитывать их в работе.
Совместнаядеятельность:

выполнять элементарную совместную деятельность в процессе
изготовления изделий, осуществлять взаимопомощь;
выполнять правила совместной работы: справедливо распределять
работу, договариваться, выполнять ответственно свою часть работы,
уважительно относиться к чужому мнению.
3КЛАСС
Технологии,профессииипроизводства
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и
создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как
движущие силы прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных
условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира:архитектура, техника,
предметы быта и декоративно-прикладного искусства. Мир профессий.
Современные производства и профессии, связанные с обработкой
материалов, аналогичных используемым на уроках труда (технологии).
Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие
формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его
назначению. Стилевая гармония в предметном ансамбле, гармония
предметной и окружающей среды (общее представление).
Мир современной техники. Информационно-коммуникационные
технологиивжизнисовременногочеловека.Решениечеловекоминженерных
задач на основе изучения природных законов – жесткость конструкции
(трубчатыесооружения,треугольниккакустойчиваягеометрическаяформаи
другие).
Бережное и внимательное отношение к природе как источникусырьевых
ресурсов и идей для технологий будущего.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные,
групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики.
Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества,
распределение работы, выполнение социальныхролей (руководитель (лидер)
и подчиненный).
Технологииручнойобработкиматериалов
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и
синтетических материалов. Разнообразие технологий и способов обработки
материалов в различных видах изделий, сравнительный анализ технологий
при использовании того или иного материала (например, аппликация из
бумаги и ткани, коллаж и другие). Выбор материалов по их декоративнохудожественным
и
технологическим
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.

Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож,
шило и другие), знание приемов их рационального и безопасного
использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ
устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности
практических действий и технологических операций, подбор материалов и
инструментов,экономнаяразметкаматериалов,обработкасцельюполучения
деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение
необходимых дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объемных
изделий из разверток. Преобразование разверток несложных форм.
Технология
обработки
бумаги
и
картона.
Виды
картона
(гофрированный, толстый, тонкий, цветной и другой). Чтение и построение
простого чертежа (эскиза) развертки изделия. Разметка деталей с
использованием простейших чертежей, эскизов. Решение задач на внесение
необходимых дополнений и изменений в схему, чертеж, эскиз. Выполнение
измерений, расчетов, несложных построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа,
выполнение отверстий шилом.
Технология обработки текстильных материалов. Использование
трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий. Использование
вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и другие) и (или)
петельной строчки для соединения деталей изделия и отделки. Пришивание
пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейныхизделий из
нескольких деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных
материалов в одном изделии.
Конструированиеимоделирование
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в
том числе с использованием конструктора, по заданным условиям (техникотехнологическим,
функциональным,
декоративно-художественным).
Способы подвижного и неподвижного соединения деталей набора
конструктора, их использование в изделиях, жесткость и устойчивость
конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений,
технических устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на
доработку конструкций (отдельных узлов, соединений) с учетом
дополнительных условий (требований). Использование измерений и
построений для решения практических задач. Решение задач на мысленную
трансформацию трехмерной конструкции в развертку (и наоборот).
ИКТ

Информационная среда, основные источники (органы восприятия)
информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации.
Информационные технологии. Источники информации, используемые
человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный
компьютер и другие. Современный информационный мир. Персональный
компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения
здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и
обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи,
беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео, DVD). Работа с
текстовым редактором Microsoft Word или другим.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовыелогическиеиисследовательскиедействия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать
их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
осуществлять анализ предложенных образцов с выделением
существенных и несущественных признаков;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или
письменной, а также графически представленной в схеме, таблице;
определять способы доработки конструкций с учетом предложенных
условий;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному
существенному признаку (используемый материал, форма, размер,
назначение, способ сборки);
читатьивоспроизводитьпростойчертеж(эскиз)разверткиизделия;
восстанавливатьнарушеннуюпоследовательностьвыполненияизделия.
Работасинформацией:
анализировать и использовать знаково-символические средства
представления информации для создания моделей и макетов изучаемых
объектов;
на основе анализа информации производить выбор наиболее
эффективных способов работы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполненияучебных
заданий с использованием учебной литературы;

использовать средства информационно-коммуникационных технологий
для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет, под
руководством учителя.
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия
Общение:
строить монологическое высказывание,владеть диалогической формой
коммуникации;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
егостроении, свойствах и способах создания;
описыватьпредметырукотворногомира,оцениватьихдостоинства;
формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов
и способов выполнения задания.
Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия
Самоорганизация и самоконтроль:
принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средствдля
ее решения;
прогнозировать необходимые действия для получения практического
результата,предлагатьпландействийвсоответствииспоставленнойзадачей,
действовать по плану;
выполнятьдействияконтроляиоценки,выявлятьошибкиинедочетыпо
результатам работы, устанавливать их причины и искать способыустранения;
проявлятьволевуюсаморегуляциюпривыполнениизадания.
Совместнаядеятельность:
выбиратьсебепартнеровпосовместнойдеятельностинетолькопо симпатии,
но и по деловым качествам;
справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему
решению, отвечать за общий результат работы;
выполнять роли лидера, подчиненного, соблюдать равноправие и
дружелюбие;
осуществлять
взаимопомощь,
проявлять
ответственность
при
выполнении своей части работы.
4КЛАСС
Технологии,профессииипроизводства
Профессии и технологии современного мира. Использование
достижений науки в развитии технического прогресса. Изобретение и
использование синтетических материалов с определенными заданными
свойствамивразличныхотрасляхипрофессиях.Нефтькакуниверсальное

сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и
другие).
Мир профессий. Профессии, связанные с опасностями (пожарные,
космонавты, химики и другие).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность
людей. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности
человека на окружающую среду, способы ее защиты.
Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных
мастеров. Бережное и уважительное отношение людей к культурным
традициям. Изготовление изделий с учетом традиционных правил и
современных технологий (лепка, вязание, шитье, вышивка и другие).
Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация
заданного или собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и
технологических решений). Коллективные, групповые и индивидуальные
проекты на основе содержания материала, изучаемого в течение учебного
года. Использование комбинированных техник создания конструкций по
заданным условиям в выполнении учебных проектов.
Технологииручнойобработкиматериалов
Синтетические материалы – ткани, полимеры (пластик, поролон). Их
свойства. Создание синтетических материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для решения
практических задач. Внесение дополнений и изменений в условные
графическиеизображениявсоответствиисдополнительными(измененными)
требованиями к изделию.
Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в
соответствиис замыслом, особенностямиконструкции изделия. Определение
оптимальных способов разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов
отделки. Комбинирование разных материалов в одном изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с
помощью чертежных инструментов. Освоение доступных художественных
техник.
Технология обработки текстильных материалов. Обобщенное
представление о видах тканей (натуральные, искусственные, синтетические),
их свойствах и областях использования. Дизайн одежды в зависимости от ее
назначения, моды, времени. Подбор текстильных материалов в соответствии
с замыслом, особенностями конструкции изделия. Раскрой деталей по
готовымлекалам(выкройкам),собственнымнесложным.Строчкапетельного
стежка и ее варианты («тамбур» и другие), ее назначение (соединение и
отделкадеталей)и(или)строчкипетлеобразногоикрестообразногостежков

(соединительные и отделочные). Подбор ручных строчек для сшивания и
отделки изделий. Простейший ремонт изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон,
полиэтилен. Общее знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное
определение технологий их обработки в сравнении с освоенными
материалами.
Комбинированноеиспользованиеразныхматериалов.
Конструированиеимоделирование
Современные требования к техническим устройствам (экологичность,
безопасность, эргономичность и другие).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в
том числе конструктора, по проектному заданию или собственному замыслу.
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторскотехнологических проблем на всех этапах аналитического и технологического
процесса при выполнении индивидуальных творческих и коллективных
проектных работ.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные
узлы робота. Инструменты и детали для создания робота. Конструирование
робота. Составление алгоритма действий робота. Программирование,
тестирование робота. Преобразование конструкции робота. Презентация
робота.
ИКТ
Работа с доступной информацией в Интернете и на цифровыхносителях
информации.
Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской,
проектной,
предметной
преобразующей
деятельности.
Работа
с
подготовленными цифровыми материалами. Поиск дополнительной
информации по тематике творческих и проектных работ, использование
рисунков из ресурса компьютера в оформлении изделий и другие. Создание
презентаций в программе PowerPoint или другой.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовыелогическиеиисследовательскиедействия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать
их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);

анализироватьконструкциипредложенныхобразцовизделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по
образцу, рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием
общепринятых условных обозначений и по заданным условиям;
выстраивать
последовательность
практических
действий
и
технологических операций, подбирать материал и инструменты, выполнять
экономную разметку, сборку, отделку изделия;
решатьпростыезадачинапреобразованиеконструкции;
выполнять работу в соответствии с инструкцией (устной или
письменной);
соотносить результат работы с заданным алгоритмом, проверятьизделия
в действии, вносить необходимые дополнения и изменения;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному
существенному признаку (используемый материал, форма, размер,
назначение, способ сборки);
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации
предметов (изделий) с учетом данных критериев;
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку,
выделять основные и второстепенные составляющие конструкции.
Работасинформацией:
находитьнеобходимуюдля выполненияработыинформацию, пользуясь
различными источниками, анализировать ее и отбирать в соответствии с
решаемой задачей;
на основе анализа информации производить выбор наиболее
эффективных способов работы;
использовать знаково-символические средства для решения задач в
умственной или материализованной форме, выполнять действия
моделирования, работать с моделями;
осуществлять поиск дополнительной информации по тематике
творческих и проектных работ;
использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий и
другие;
использоватьсредства ИКТдля решения учебныхи практическихзадач, в
том числе Интернет, под руководством учителя.
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия
Общение:
соблюдать правила
участия
в диалоге: ставить вопросы,
аргументировать и доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к
чужому мнению;

описывать факты из истории развития ремесел в России, высказывать
свое отношение к предметам декоративно-прикладного искусства разных
народов Российской Федерации;
создавать
тексты-рассуждения:
раскрывать
последовательность
операций при работе с разными материалами;
осознавать культурно-исторический смысл и назначение праздников, их
роль в жизни каждого человека, ориентироваться в традициях организации и
оформления праздников.
Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия
Самоорганизация и самоконтроль:
понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно определятьцели
учебно-познавательной деятельности;
планироватьпрактическуюработувсоответствиис поставленнойцелью и
выполнять ее в соответствии с планом;
на основе анализа причинно-следственных связей между действиями и
их результатами прогнозировать практические «шаги» для получения
необходимого результата;
выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки, процесса и
результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия;
проявлятьволевуюсаморегуляциюпривыполнениизадания.
Совместнаядеятельность:
организовывать под руководством учителя совместную работув группе:
распределять роли, выполнять функции руководителя или подчиненного,
осуществлять продуктивное сотрудничество, взаимопомощь;
проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их
работы, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их
достижения;
впроцессеанализа иоценкисовместной деятельностивысказыватьсвои
предложения и пожелания, выслушивать и принимать к сведению мнение
других обучающихся, их советы и пожелания, с уважением относиться к
разной оценке своих достижений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ТЕХНОЛОГИИ
НА
УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по труду (технологии) на
уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном
значении труда в жизни человека и общества, уважительное отношение к
труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении
гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы,
ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в
предметном мире, чувство сопричастности к культуре своего народа,
уважительное отношение к культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей
предметной среды, эстетические чувства – эмоционально-положительное
восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов,
образцов мировой и отечественной художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам
творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой
самореализации, мотивация к творческомутруду, работе на результат,
способностьк различным видам практической преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качеств и способность к
саморегуляции:
организованность,
аккуратность,
трудолюбие,
ответственность,умениесправлятьсясдоступнымипроблемами;
готовностьвступатьвсотрудничествос другимилюдьмис учетомэтики
общения, проявление уважения и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальныеучебныедействия,коммуникативныеуниверсальныеучебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовыелогическиеиисследовательскиедействия:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в
пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих
устных и письменных высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и
несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и
различия;
проводить обобщения (технико-технологического и декоративнохудожественного характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной
практической творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении
изделий в соответствии с технической, технологической или декоративнохудожественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения
объектов и законов природы, доступного исторического и современного
опыта технологической деятельности.
Работасинформацией:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информациив
учебнике и других доступных источниках, анализировать ее и отбирать в
соответствии с решаемой задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства
представления информации для решения задач в умственной и
материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с
моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий
для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с
контролируемым выходом), оценивать объективность информации и
возможности ее использования для решения конкретных учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или
представленным в других информационных источниках.
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия

Общение:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать
реплики-уточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и
идеи,аргументированноихизлагать,выслушиватьразныемнения,учитывать их
в диалоге;
создавать тексты-описания на основе рассматривания изделий
декоративно-прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые
суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах испособах
создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании
изделия.
Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия
Самоорганизация и самоконтроль:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места,
поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
выполнятьправилабезопасноститрудапривыполненииработы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливатьпричинно-следственныесвязимеждувыполняемыми
действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения
необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок;
проявлятьволевуюсаморегуляциюпривыполненииработы.
Совместнаядеятельность:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно
совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли,
выполнять функции руководителя (лидера) и подчиненного, осуществлять
продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения
и пожелания, оказывать при необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные
идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать
конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его
практического воплощения, предъявлять аргументы для защиты продукта
проектной деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и
убирать рабочее место, поддерживать порядок на нем в процессе труда;
применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной
работы с клеем;
действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами
рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала,
экономия материала при разметке);
определять названия и назначение основных инструментов и
приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла,
шаблон, стека и другие), использовать их в практической работе;
определять наименования отдельных материалов (например, бумага,
картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы) и способыих
обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и другие),
выполнять доступные технологические приемы ручной обработки
материалов при изготовлении изделий;
ориентироватьсявнаименованияхосновныхтехнологическихопераций:
разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;
выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, «на глаз», «от
руки», выделение деталей способами обрывания, вырезания и другими,
сборку изделий с помощью клея, ниток и других;
оформлятьизделиястрочкойпрямогостежка;
пониматьсмыслпонятий«изделие»,«детальизделия»,«образец»,
«заготовка»,
«материал»,
«инструмент»,
«приспособление»,
«конструирование»,«аппликация»;
выполнятьзаданиясиспользованиемподготовленногоплана;
обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем
месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их, соблюдать
правила гигиены труда;
рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по
вопросам учителя), анализировать простейшую конструкцию изделия:
выделять основные и дополнительные детали, называть их форму,определять
взаимное расположение, виды соединения, способыизготовления;
распознавать изученные виды материалов (природные, пластические,
бумага, тонкий картон, текстильные, клей и другие), их свойства (цвет,
фактура, форма, гибкость и другие);

называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и
приспособления (шаблон, стека, булавки и другие), безопасно хранить и
работать ими;
различатьматериалыиинструментыпоихназначению;
называть и выполнять последовательность изготовления несложных
изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
качественно выполнять операции и приемы по изготовлениюнесложных
изделий: экономно выполнять разметку деталей «на глаз», «от руки», по
шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания
размеров), точно резать ножницами по линиям разметки, придавать форму
деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием,
сминанием, лепкой и другими способами, собирать изделия с помощью клея,
пластических масс и других, эстетично и аккуратно выполнять отделку
раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка;
использоватьдлясушкиплоскихизделийпресс;
с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять
самоконтроль с использованием инструкционной карты, образца, шаблона;
различатьразборныеинеразборныеконструкциинесложныхизделий;
понимать простейшие виды технической документации (рисунок,
схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по
образцу, рисунку;
осуществлять
элементарное
сотрудничество,
участвовать
в
коллективных работах под руководством учителя;
выполнятьнесложныеколлективныеработыпроектногохарактера;
называть профессии, связанные с изучаемыми материалами и
производствами, их социальное значение.
К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
пониматьсмыслпонятий«инструкционная»(«технологическая»)карта,
«чертеж»,«эскиз»,«линиичертежа»,«развертка»,«макет»,«модель»,
«технология», «технологические операции», «способы обработки» и
использовать их в практической деятельности;
выполнятьзаданияпосамостоятельносоставленномуплану;
распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира
(прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия,
асимметрия, равновесие), наблюдать гармонию предметов и окружающей
среды, называть характерные особенности изученных видов декоративноприкладного искусства;

выделять, называть и применять изученные общие правила создания
рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно подготавливать рабочее место в соответствии с видом
деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее
место;
анализировать задание (образец) по предложенным вопросам, памятке
или инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с
использованием инструкционной (технологической) карты;
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы,
исследовать свойства новых изучаемых материалов (толстый картон,
натуральные ткани, нитки, проволока и другие);
читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия
контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия
симметрии);
выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов
и одного прямого угла) с помощью чертежных инструментов (линейки,
угольника) с использованием простейшего чертежа (эскиза), чертить
окружность с помощью циркуля;
выполнятьбиговку;
выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной
геометрической формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней;
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными
строчками;
понимать смысл понятия «развертка» (трехмерного предмета),
соотносить объемную конструкцию с изображениями ее развертки;
отличатьмакетотмодели,строитьтрехмерныймакетизготовойразвертки;
определятьнеподвижныйиподвижныйспособсоединениядеталейи
выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами;
конструироватьимоделироватьизделияизразличныхматериаловпо модели,
простейшему чертежу или эскизу;
решатьнесложныеконструкторско-технологическиезадачи;
применять освоенные знания и практические умения (технологические,
графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и
практической деятельности;
выполнятьработувмалыхгруппах,осуществлятьсотрудничество;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под
руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых
группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его
в продукте, демонстрировать готовый продукт;
знатьпрофессиилюдей,работающихвсфереобслуживания.

К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
пониматьсмыслпонятий«чертежразвертки»,«канцелярскийнож»,
«шило»,«искусственныйматериал»;
выделять и называть характерные особенности изученных видов
декоративно-прикладного искусства, профессии мастеров прикладного
искусства (в рамках изученного);
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по
описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
называть и описывать свойства наиболее распространенных изучаемых
искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и
другие);
читать чертеж развертки и выполнять разметку разверток с помощью
чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
узнаватьиназыватьлиниичертежа(осеваяицентровая); безопасно
пользоваться канцелярским ножом, шилом; выполнять рицовку;
выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными
строчками;
решать простейшие задачи технико-технологического характера по
изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание
новых свойств конструкции в соответствии с новыми (дополненными)
требованиями, использовать комбинированные техники при изготовлении
изделий в соответствии с технической или декоративно-художественной
задачей;
понимать технологический и практический смысл различных видов
соединений в технических объектах, простейшие способы достижения
прочности конструкций, использовать их при решении простейших
конструкторских задач;
конструировать и моделировать изделия из разных материалов и с
использованием конструктора по заданным техническим, технологическим и
декоративно-художественным условиям;
изменятьконструкциюизделияпозаданнымусловиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости
от требований конструкции;
знать
несколько
видов
информационных
технологий
и
соответствующих способов передачи информации (из опыта обучающихся);
пониматьназначениеосновныхустройствперсональногокомпьютера для
ввода, вывода и обработки информации;
выполнятьосновныеправилабезопаснойработынакомпьютере;

использовать возможности компьютера и ИКТ для поиска необходимой
информации при выполнении обучающих, творческих и проектных заданий;
выполнять проектные задания в соответствии с содержаниемизученного
материала на основе полученных знаний и умений;
называть профессии, связанные с изучаемыми материалами и
производствами, их социальное значение.
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
формировать общее представление о мире профессий, их социальном
значении, о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в
области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых
окружающих производствах;
самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от вида
работы, осуществлять планирование трудового процесса на основе анализа
задания;
самостоятельно планировать и выполнять практическое задание
(практическуюработу)с использованием инструкционной(технологической)
карты или творческого замысла, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия;
понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять
доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего
труда;
выполнять более сложные виды работ и приемы обработки различных
материалов (например, плетение, шитье и вышивание, тиснение по фольге),
комбинировать различные способы в зависимости и от поставленной задачи,
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
выполнять символические действия моделирования, понимать и
создавать простейшие виды технической документации (чертеж развертки,
эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу;
решать простейшие задачи рационализаторского характера по
изменению конструкции изделия: на достраивание, придание новых свойств
конструкции в связи с изменением функционального назначения изделия;
решать простейшие художественно-конструкторские задачи по
созданию изделий с заданной функцией на основе усвоенных правилдизайна;
создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с
использованием изображений на экране компьютера, оформлять текст(выбор
шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией, работать в программах текстового
редактора Word, PowerPoint;

решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать
проектный замысел, осуществлять выбор средств и способов его
практического воплощения, аргументированно представлять продукт
проектной деятельности;
осуществлять сотрудничество в различных видах совместной
деятельности, предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к
мнению товарищей, договариваться, участвовать в распределении ролей,
координировать собственную работу в общем процессе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Раздел1.Технологии, профессииипроизводства
Природное и техническое окружение
человека.Мирпрофессий.Профессии,
1.1
связанныесизучаемыми материалами
ипроизводствами
Итого по разделу

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

4

4

Раздел2.Технологииручнойобработкиматериалов.Конструированиеимоделирование
Природныематериалы.Свойства.
2.1
Технологии обработки. Способы
4
соединенияприродныхматериалов
2.2

2.3

Композициявхудожественнодекоративных изделиях
Пластические массы. Свойства.
Технология обработки. Получение
различныхформдеталейизделияиз
пластилина.Мирпрофессий

2

4

2.4

Бумага.Ееосновныесвойства.Виды
бумаги. Мир профессий

1

2.5

Картон.Егоосновныесвойства.Виды
картона.

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

2.6

Сгибаниеи складываниебумаги

3

2.7

Ножницы–режущий инструмент.
Резаниебумагиитонкогокартона
ножницами.Понятие«конструкция».
Мир профессий

3

2.8

Шаблон–приспособление.Разметка
бумажных деталей по шаблону

5

2.9

Общеепредставлениеотканяхи нитках.
Мир профессий

1

2.10

Швейныеиглыиприспособления

1

2.11

Вариантыстрочкипрямогостежка
(перевивы). Вышивка

3

2.12

Выставкаработ.Итоговое занятие

1

Итого по разделу

29

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО
ПРОГРАММЕ

33

0

0

2КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Раздел1.Технологии, профессииипроизводства.
Средствахудожественной
выразительности (композиция, цвет,
форма, размер, тон, светотень,
1.1
симметрия)вработахмастеров.Мир
профессий.Мастера иихпрофессии
Итого по разделу

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

5

5

Раздел2.Технологииручнойобработкиматериалов.Конструированиеимоделирование.
2.1

2.2

2.3
2.4

2.5

Технологияитехнологические
операции ручной обработки
материалов
Технологияитехнологические
операции ручной обработки
материалов(общеепредставление)
Элементыграфическойграмоты.Мир
профессий
Разметкапрямоугольныхдеталейот двух
прямых углов по линейке
Угольник–чертежный(контрольноизмерительный)инструмент.Разметка
прямоугольных деталей по угольнику

4

1

2
3

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

2.6

2.7

2.8

2.9

2.10

Циркуль – чертежный (контрольноизмерительный)инструмент.Разметка
круглыхдеталей циркулем
Подвижное и неподвижное
соединениедеталей.Соединение деталей
изделия
Машинынаслужбеучеловека.Мир
профессий
Технологияобработкитекстильных
материалов. Натуральные ткани.
Основныесвойстванатуральных
тканей. Мирпрофессий
Технологияизготовленияшвейных
изделий. Лекало. Строчка косого
стежка и ее варианты

Итого по разделу
Раздел3.Итоговыйконтрольза год
3.1
Проверочная работа

2

5

2

2

6
28

1

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО
ПРОГРАММЕ

34

1

1

0

3КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Раздел1.Технологии, профессииипроизводства.
Современныепроизводстваи
1.1
профессии, связанные с
обработкойматериалов
Итого по разделу

2

Практические
работы

Дата
изучения

БиблиотекаЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

2

Раздел2.Информационно-коммуникационныетехнологии
Современныйинформационный
2.1
мир. Персональный компьютер
3
(ПК)иего назначение
Итого по разделу

Контрольные
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

БиблиотекаЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

3

Раздел3.Технологииручнойобработкиматериалов
Способыполученияобъемных
рельефныхформиизображений.
3.1
(технология обработки
4
пластическихмасс, креповой
бумаги,фольги).Мирпрофессий

3.2

Способы получения объемных
рельефныхформиизображений
Фольга. Технология обработки
фольги.Мир профессий

1

3.3

Архитектураистроительство.

1

БиблиотекаЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

БиблиотекаЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

БиблиотекаЦОК

3.4

3.5
3.6

3.7

Гофрокартон. Его строение
свойства,сферыиспользования.
Мирпрофессий
Объемныеформыдеталейи
изделий.Развертка.Чертеж
развертки. Мир профессий
Технологииобработки
текстильныхматериалов
Пришиваниепуговиц.Ремонт
одежды
Современныепроизводстваи
профессии(историяшвейной
машины или другое). Мир
профессий

Итого по разделу
Раздел4.Конструированиеимоделирование
Конструированиеизделийиз
разныхматериалов,втомчисле
наборов «Конструктор» по
4.1
заданным условиям. Мир
профессий
Итого по разделу

https://lesson.edu.ru/20/03

БиблиотекаЦОК

6

https://lesson.edu.ru/20/03

БиблиотекаЦОК

4

https://lesson.edu.ru/20/03

БиблиотекаЦОК

2

https://lesson.edu.ru/20/03

БиблиотекаЦОК

4

https://lesson.edu.ru/20/03

22

БиблиотекаЦОК

6

https://lesson.edu.ru/20/03

6

Раздел5.Итоговыйконтрольза год
5.1

Проверочная работа

Итого по разделу

1
1

1

БиблиотекаЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО
ПРОГРАММЕ

34

1

0

4КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Раздел1.Технологии, профессииипроизводства
Технологии, профессии и
1.1
производства.Современные
производстваипрофессии
Итого по разделу

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

2

БиблиотекаЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

2

Раздел2.Информационно-коммуникационныетехнологии
Информационно2.1
3
коммуникационныетехнологии
Итого по разделу

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

БиблиотекаЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

3

Раздел3.Конструированиеимоделирование
3.1

Конструирование
робототехническихмоделей

Итого по разделу

5

БиблиотекаЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

5

Раздел4.Технологииручнойобработкиматериалов.Конструированиеимоделирование
4.1

Конструированиесложныхизделий из
бумаги и картона

4

4.2

Конструированиеобъемных
изделий из разверток

3

4.3

Интерьерыразныхвремен.Декор
интерьера. Мир профессий

3

БиблиотекаЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

БиблиотекаЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

БиблиотекаЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

4.4
4.5

4.6

Синтетическиематериалы.Мир
профессий
Историяодеждыитекстильных
материалов. Мир профессий
Конструирование и моделирование.
Конструированиеизделийизразных
материалов, в том числе наборов
«Конструктор»позаданным
условиям

Итого по разделу

БиблиотекаЦОК

5

https://lesson.edu.ru/20/04

БиблиотекаЦОК

5

https://lesson.edu.ru/20/04

БиблиотекаЦОК

3

https://lesson.edu.ru/20/04

23

Раздел5.Итоговыйконтрольза год
5.1

Подготовкапортфолио.
Проверочная работа

1

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО
ПРОГРАММЕ

34

БиблиотекаЦОК

1

1

https://lesson.edu.ru/20/04

0

ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Мирвокругнас(природныйи
рукотворный)

1

2

Техниканаслужбечеловека(в воздухе,
на земле и на воде)

1

3

4

5

6

7

Традицииипраздникинародов России,
ремёсла, обычаи
Профессии,связанныесизучаемыми
материалами и производствами.
Профессии сферыобслуживания
Природаитворчество.Природные
материалы.Сборлистьевиспособыих
засушивания
Семенаразныхрастений.Составление
композиций из семян
Объемныеприродныематериалы
(шишки, жёлуди, каштаны).
Конструированиеобъемныхизделий
изних

1

1

1

1

1

8

Способысоединенияприродных
материалов

1

9

Понятие«композиция». Центровая

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

композиция.Точечноенаклеивание
листьев
10

«Орнамент». Разновидности
композиций,Композициявполосе

1

11

Материалыдлялепки(пластилин,
пластические массы). Свойства
пластических масс

1

12

Изделие.Основаидеталиизделия.
Понятие «технология»

1

13
14

Формообразованиедеталейизделияиз
пластилина
Объемнаякомпозиция.Групповая
творческая работа – проект

1
1

15

Бумага.Ееосновныесвойства.Виды
бумаги

1

16

Картон.Егоосновныесвойства.Виды
картона

1

17

Сгибаниеискладываниебумаги.
(Cоставление композиций из
несложной сложенной детали)

1

18

Сгибаниеискладываниебумаги
(Основныеформыоригами иих
преобразование)

1

19

Складываниебумажнойдетали
гармошкой

1

20

Режущийинструментножницы.Их
назначение, конструкция. Правила
пользования

1

21

Приемырезанияножницамипо
прямой,кривойиломаной линиям

1

22

Резанаяаппликация

1

23

Шаблон–приспособлениедля
разметкидеталей.Разметкапо
шаблону

1

24

Разметкапошаблонуивырезание
нескольких деталей из бумаги

1

25

Преобразованиеправильныхформв
неправильные

1

26

Составлениекомпозицийиздеталей
разных форм

1

27

Изготовлениедеталейпошаблонуиз
тонкого картона

1

28

Общеепредставлениеотканяхи нитках

1

29

Швейныеиглыиприспособления.
Назначение. Правила обращения.
Строчка прямого стежка

1

30

Вышивка –способотделкиизделий.
Мережка(осыпаниекраязаготовкииз
ткани)

1

31

Строчкапрямогостежка,ееварианты –
перевивы

1

32

Отделкашвейногоизделия(салфетки,
закладки) строчками прямого стежка

1

33

Выставкаработ.Итоговое занятие

1

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО
ПРОГРАММЕ

33

0

0

2КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Мастераиихпрофессии.Повторениеи
обобщение пройденного в первом
классе

1

2

Средствахудожественной
выразительности:цвет,форма,размер.
Общее представление

1

3

Средствахудожественной
выразительности:цветвкомпозиции

1

4

Видыцветочныхкомпозиций
(центральная, вертикальная,
горизонтальная)

1

5

Светотень. Способы ее получения
формообразованиембелыхбумажных
деталей

1

6
7

Биговка–способсгибаниятонкого
картона и плотных видов бумаги
Биговкапокривымлиниям

1
1

8

Изготовлениесложныхвыпуклыхформ
на деталях из тонкого картона и
плотных видов бумаги

1

9

Конструированиескладнойоткрытки со
вставкой

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

10

11

12

Технологияи технологические
операцииручнойобработкиматериалов
(общее представление)
Линейка – чертежный (контрольноизмерительный)инструмент.Понятие
«чертеж».Линиичертежа(основная
толстая,тонкая,штрихидвапунктира)
Понятие «чертеж». Линии чертежа
(основнаятолстая,тонкая,штрихидва
пунктира)

1

1

1

13

Разметкапрямоугольныхдеталейот двух
прямых углов по линейке

1

14

Конструированиеусложненных
изделий из бумаги

1

15

Конструированиеусложненных
изделий из бумаги

1

16

Угольник–чертежный(контрольноизмерительный)инструмент.Разметка
прямоугольных деталей по угольнику

1

17

Циркуль.Егоназначение,конструкция,
приемы работы. Круг, окружность,
радиус

1

18

19

Чертежкруга. Делениекруглых
деталейначасти.Получениесекторов из
круга
Подвижноеисоединениедеталей.
Шарнир.Соединениедеталейна шпильку

1

1

20

Подвижноесоединениедеталей
шарнирна проволоку

1

21

Шарнирныймеханизмпотипу
игрушки-дергунчик

1

22

«Щелевойзамок»-способразъемного
соединения деталей

1

23

Разъемноесоединениевращающихся
деталей

1

24

Транспортимашиныспециального
назначения

1

25

Макетавтомобиля

1

26
27

28

29
30

Натуральныеткани,трикотажное
полотно, нетканые материалы
Видыниток.Ихназначение,
использование
Строчкакосогостежка.Назначение.
Безузелковоезакреплениениткина ткани.
Зашивания разреза
Разметкаи выкраивание
прямоугольногошвейногоизделия.
Отделка вышивкой
Сборка, сшиваниешвейного изделия

1
1

1

1
1

31

Лекало.Разметкаи выкраивание
деталейшвейного изделияполекалу

1

32

Изготовлениешвейногоизделияс
отделкой вышивкой

1

33

Изготовлениешвейногоизделияс
отделкой вышивкой

1

34

Итоговыйконтрользагод(проверочная
работа)

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО
ПРОГРАММЕ

1

1

34

1

0

3КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1

2

3

4

Тема урока

Технологии, профессии и
производства.Повторениеи
обобщение пройденного во
второмклассе
Современныепроизводстваи
профессии, связанные с
обработкойматериалов
Знакомимся с компьютером.
Назначение,основныеустройства
Компьютер–твойпомощник.
Запоминающие устройства –
носителиинформации

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

1

1

1

5

Работа стекстовойпрограммой

1

6

Как работает скульптор.
Скульптурыразныхвремени
народов

1

7

Рельеф.Приданиеповерхности
фактуры и объема

1

8

Как работает художникдекоратор. Материалы
художника,художественные

1

БибилиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/713ab6b7

БибилиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/89c519cc

БибилиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/067b4226

БибилиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/140524a8

БибилиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/1d0065f8

БибилиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/f5d9725c

БибилиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/589b0115

технологии
9

Свойствакреповойбумаги.
Способыполучениеобъемных
форм

1

10

Способы получения объемных
рельефныхформиизображений
Фольга. Технология обработки
фольги

1

11

Архитектураистроительство.
Гофрокартон. Его строение
свойства,сферыиспользования

1

12

13

Плоские и объемные формы
деталейиизделий.Развертка.
Чертеж развертки. Рицовка
Плоские иобъемныеформы
деталейиизделий.Развертка.
Чертеж развертки. Рицовка

1

Разверткакоробкискрышкой

1

15

Оклеиваниедеталейкоробкис
крышкой

1

16

Конструированиесложных
разверток

1

18

Конструированиесложных
разверток
Строчкакосогостежка(крестик,
стебельчатая). Узелковое
закреплениениткинаткани.
Изготовлениешвейногоизделия

https://m.edsoo.ru/1a92e981

БибилиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/302e0704

БибилиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/c2e5fd16

БибилиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/8302f69b

1

14

17

БибилиотекаЦОК

1

1

БибилиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/63a3f74d

БибилиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/19caeea5

БибилиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/a41333b7

БибилиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/5c174679

19

20

21

22

23

24

Строчкакосогостежка(крестик,
стебельчатая). Узелковое
закреплениениткинаткани.
Изготовлениешвейногоизделия
Строчкапетельногостежкаиее
варианты. Изготовление
многодетального швейного
изделия
Строчкапетельногостежкаиее
варианты. Изготовление
многодетального швейного
изделия
Пришиваниепуговиц.Ремонт
одежды. Конструирование и
изготовление изделия (из
нетканогополотна) сотделкой
пуговицей
Проект. Коллективное
дидактическое пособие для
обучениясчету(сзастежкамина
пуговицы)
История швейной машины.
Способизготовленияизделийиз
тонкоготрикотажастяжкой

1

1

1

1

БибилиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/8c98d179

БибилиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/b3c19427

БибилиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/f94dc1a1

БибилиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/430736bb

1

1

25

История швейной машины.
Способизготовленияизделийиз
тонкого трикотажа стяжкой

1

26

Пришиваниебусинынашвейное
изделие

1

БибилиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/3ad2a050

БибилиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/d76e609c

БибилиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/7ff3b68a

27

28

29

30

31

32

33

Пришиваниебусинынашвейное
изделие
Подвижное и неподвижное
соединениедеталейиздеталей
наборов конструктора.
Профессиитехнической,
инженернойнаправленности
Конструирование моделей с
подвижным и неподвижным
соединениемиздеталейнабора
конструктора или из разных
материалов
Простыемеханизмы.Рычаг.
Конструирование моделей
качелей из деталей наборов
конструктораилиизразных
материалов
Простыемеханизмы.Ножничный
механизм. Конструирование
моделей с ножничным
механизмом из деталей набора
конструктора или из разных
материалов
Конструированиемоделиробота из
деталей набора конструктора или
из разных материалов
Конструирование модели
транспортногороботаиздеталей
набораконструктораили из

1

1

БибилиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/c9d99bec

БибилиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/f4472846

1

1

1

1

1

БибилиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/9cad9a08

разныхматериалов
34

Итоговыйконтрользагод
(проверочная работа)

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО
ПРОГРАММЕ

1

1

34

1

0

4КЛАСС
Количество часов
№
п/п

1

Тема урока

Повторениеизученногов3 классе.
Современные синтетические
материалы

Всего

1

3

Современныепроизводстваи
профессии
Информация.СетьИнтернет

4

Графическийредактор

1

5

Групповойпроектврамках
изучаемой тематики

1

6

Робототехника.Видыроботов

1

7

Конструированиеробота

1

8

Электронныеустройства.
Контроллер, двигатель

1

9

Программированиеробота

1

10

Испытанияипрезентацияробота

1

11

Конструированиесложной
открытки

1

12

Конструирование сложных
изделийизбумагиикартона

1

13

Конструированиеобъемного
изделия военной тематики

1

2

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/ec351bda

1
1

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/a74007cd

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/e2322cd2

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/11599dcf

14

15

Конструированиеобъемного
изделия–подарок женщине,
девочке
Изменениеформ деталей
объемныхизделий.Изменение
размеров деталей развертки

1

1

16

Построениеразверткиспомощью
линейки и циркуля

1

17

Построениеразвертки
многограннойпирамиды
циркулем

1

18

Декоринтерьера.Художественная
техника декупаж

1

19

20

21

22

23
24

Природныемотивывдекоре
интерьера
Конструирование и
моделированиеизделийиз
различных материалов.
Подвижноесоединениедеталей
напроволоку(толстую нитку)
Полимеры.Видыполимерных
материалов, их свойства
Технология обработки
полимерныхматериалов(на
выбор)
Конструированиесложныхформ
из пластиковых трубочек
Конструированиеобъемных

1

1

1

1

1
1

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/9976e9e2

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/341c8aaf

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/ceccf420

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/52a8a4f9

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/c3d5b73e

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/d4ef9152

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/d51dd163

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/90a79dd6

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/0af65b52

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/6929ee2c

БиблиотекаЦОК

геометрическихконструкцийиз
разных материалов

https://m.edsoo.ru/26725911

25

Синтетическиеткани,ихсвойства

1

26

Мода,одеждаитканиразных
времен. Ткани натурального и
искусственногопроисхождения

1

27

Способдрапировкитканей.
Исторический костюм

1

28

Одежда народов России.
Составные части костюмов и
платьев,ихконструктивныеи
декоративные особенности

1

29

Строчкакрестообразногостежка.
Строчка петлеобразного стежка.
Аксессуары в одежде

1

30

Строчкакрестообразногостежка.
Строчкапетлеобразногостежка.
Аксессуары в одежде

1

31

Конструкция«пружина»изполос
картона или металлических
деталей наборов конструктора

1

32

Конструкциисножничным
механизмом

1

33

Конструкциясрычажным
механизмом

1

34

Подготовкапортфолио.
Проверочная работа

1

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/ea8eeadb

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/f05deee5

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/6888977

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/a75d3c7f

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/dccd97ad

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/23d6c953

1

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО
ПРОГРАММЕ

34

1

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации для учителей при реализации учебного
предмета«Труд(технология)»https://uchitel.club/fgos/fgos-tehnologiya.
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».