Раздел1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа элективного курса «Информатика» в 5,6 классе составлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г.) на основе
авторской программы «Информатика. Рабочие программы». Предметная линия учебников
авторы: Босова Л.Л, - Москва «Просвещение».
Программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых
актов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации»;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115;
ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения
РФ от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО).
Программа разработана по поручению Министерства общего и профессионального
образования Ростовской области.
Цели и задач курса информатика:
Изучение элективного курса «Информатики» в 5, 6 классе направлено на достижение
следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов
информатики, в том числе овладение умениями работать с различными видами
информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и
коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
формирование и развитие медиаграмотности и цифровых компетенций школьников,
создание условий для развития умений противостоять угрозам, исходящим из цифрового
пространства;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий
основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное
формирование общеучебных понятий, таких как «объект»,
«система»,«модель»,«алгоритм»идр.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие
познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического
осмысления и обобщения имеющихся и получения новых
знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ);
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией,
навыков
информационного
моделирования,
исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной
деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом
правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной
деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в
5,6 классе необходимо решить следующие задачи:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в
окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение
первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия
решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества
со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать
мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя
ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
организоватькомпьютерныйпрактикум,ориентированныйна:формирование
умений
использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора,
хранения, преобразования и передачи различныхвидов информации (работа с текстом и
графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами
освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков
самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе
обучения другим предметам и в жизни;
формировать представления о медиасреде;
формировать умение работать с информацией, критически относится к информации,
распространяемой в медиасреде;
развивать умения распознавать недостоверную информацию;
формировать навыки безопасного цифрового поведения: распознавать цифровые угрозы и
противостоять им, защищать персональные данные;
формировать социальную компетентность в онлайн - взаимодействии;
развивать ориентацию на моральные нормы и ценности в ситуациях нравственного
выбора в онлайн - взаимодействии;
формировать неприятие любых форм агрессии, экстремизма и дискриминации,
антитеррористическое сознание;
способствовать профилактике правонарушений и предупреждению преступлений,
совершаемых как несовершеннолетними, так и в отношении них;
способствовать развитию критического мышления и творческих способностей, навыков
практической деятельности в медиасреде.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания
информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и
средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются какоснова создания и
использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее
значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с
математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы
естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей,
причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие
предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),
освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках
образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных
жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е.
ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На
протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт
формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято
называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость
окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования,
обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению
новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к
быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм
мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной
деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на
изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной
культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере
общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики,
который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение
информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне).
Место учебного предмета в учебном плане
Элективный курс «Информатика» 5,6 класс входит в компонент образовательного
учреждения. Данный курс обеспечивает непрерывность изучения предмета информатика в
основном звене. На изучение курса в 5,6 классе отводится по 0.5 часа (0.25-5 класс 2
четверть; 0.25-6 класс 3 четверть) в год. Данный курс проводится в урочное время, стоит
в школьном расписании как урок.
Рабочая программа по элективного курса"Информатика " 5, 6 класса на 2025 – 2026
учебный год разработана на основе:
- учебного плана МБОУ «Медянская ООШ», 2025-2026 учебный год;
- календарного учебного «Медянская ООШ», 2025-2026 учебный год.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета,
курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты– это сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса,
самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной
деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении
информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
способность увязать учебное содержание собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской,
творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
проявлять способность к адаптации, самостоятельность и инициативность в медиасреде;
руководствоваться моральными нормами и ценностями в своем поведении в медиасреде;
применять социальные навыки общения в интернет -пространстве;
проявлять
культуру
взаимодействиях;
использовать
возможности
сети
Интернет
саморазвития и личностного самоопределения;
применять на практике права и обязанности пользователя сети Интернет в соответствии с
законами Российской Федерации.
поведения
в
интернет -пространстве
для
при
онлайн-
самообразования,
Метапредметные результаты– освоенные обучающимися на базе одного, нескольких
или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными
метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»,
«алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,
определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения
учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка
и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение
методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики,
диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой
системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от
стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования
и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание
письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и
звуковых
сообщений;
создание,
восприятие
и
использование
гипермедиасообщений;коммуникацияисоциальноевзаимодействие;поиски
организация
хранения информации; анализ информации).
применять навыки работы с информацией: подбирать, анализировать, систематизировать
и интерпретировать информацию, выбирать форму ее представления;
создавать цифровые тексты и информационные сообщения других видов с учетом
назначения информации и ее целевой аудитории;
планировать, организовывать и анализировать собственную деятельность;
взаимодействовать
с педагогами и
аргументировать собственную позицию;
сверстниками,
учитывать
разные
мнения,
организовывать сотрудничество в группе, распределять роли, выполнять свою часть
деятельности, анализировать полученные группой результаты.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых
теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты
изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм
для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях,
логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и
основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы,
графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной
этики и права.
характеризоватьзначениеиособенностимедиасредысовременногочеловека;
критически оценивать информацию, полученную из медиасреды;
оценивать положительные и отрицательные стороны сети Интернет как части медиасреды;
аргументировать правила безопасного поведения в цифровой среде;
осуществлять защиту своих персональных данных;
распознавать цифровые угрозы (агрессию, фейки, мошенничество, противоправный
контент) и противодействовать им в практической деятельности в цифровой среде;
оценивать безопасность контента в сети Интернет;
создавать безопасный собственный контент и презентовать его.
Раздел3.Содержаниеучебногопредмета, курса Тема 1.
Информация вокруг нас (2 ч.).
Техника безопасности. Информация вокруг нас. Как человек получает информацию. Виды
информации по способу получения.
Код, кодирование информации. Формы представления информации. Текст как форма
представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные
формы представления информации.
Хранение информации. Носители информации. Всемирная паутина. Браузеры. Средства
поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и
нескольким признакам. Передача информации.
Обработка информации.
Изменение формы представления информации. Метод координат. Систематизация
информации. Поиск информации. Поиск информации в сети Интернет.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам.
Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана
действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Тема 2. Медиамир, окружающий нас: знакомимся с ним (3ч.) Информация.
Свойства,
виды и функции
информации.
Медиамир,
его
составляющие.
Изучение медиамира. Средства коммуникации. Критическое мышление в познании
медиамира. Игра как средство в познании медиамира.
Интернет как часть медиасреды современного человека. Значение интернета. Основные
правила безопасности в интернете.
Реальность и виртуальность: сходство и различие. Человек в реальном и виртуальном
мире.
Тема3.Компьютер(3ч.).
Информация и информатика. Компьютер – универсальная машина для работы с
информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства
компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод
информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения. Элементы
пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.
Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши.
Компьютерные меню. Главное меню.
Запуск программ. Окно программы и его структура.
Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция
пальцев на клавиатуре.
Тема4.Подготовка текстов на компьютере (3ч.)
Текстовый редактор.
Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.
Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение
и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.
Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт,
размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки,
междустрочный интервал и др.).
Создание и форматирование списков.
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Тема5.Компьютернаяграфика(3ч.)
Компьютерная графика. Простейший
графический редактор.
Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических
объектов.
Исправление
ошибок
и внесение
изменений.
Работа
с фрагментами:
удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.
Устройства ввода графической информации.
Тема6. Созданиемультимедийныхпрезентаций(3 ч.)
Мультимедийная презентация.
Описание последовательно развивающихся событий(сюжет).Анимация. Возможности
настройки анимации в редакторе презентаций.
Раздел4.Тематическое планирование
№
п\п
Наименование
разделовитем
Коли
честв
о
часов
ЭОР
Форма
проведения
занятий
1.
Тема1.Информация вокруг 2
нас
https://bosova.ru/metodist/author Беседа,
s/informatika/3/eor5.php
групповая
работа,
индивидуальная
работа,
практическая
работа
2.
Тема2.Медиамир,
окружающий
знакомимся с ним
1. Информационный
лонгрид «Медиагигиена
или
фактчекинг»,
размещенный в группе
НЦПТИ
всоциальнойсети
«ВКонтакте»:
https://vk.com/wall112267450_5399
2. Информационный
материал «Мифы о Великой
Отечественной войне в
компьютерных
играх»:
https://ncpti.su/wpcontent/uploads/2022/07/obzor
.nczpti-229-2022-1.pdfСерия
информационных карточек
«Компьютерные игры. Вред
или польза? Пять тезисов о
цифровых
развлечениях»,
размещенная
в
группе
НЦПТИ в социальной сети
«ВКонтакте»:
https://vk.com/ncpti_rnd?w=w
all-112267450_6315
Информационный лонгрид
«Как выбрать для ребенка
безопасную
видеоигру?»,
размещенный
в
группе
НЦПТИ в социальной сети
нас:
3
Беседа,
групповая
работа,
индивидуальная
работа,
практическая
работа
«ВКонтакте»:
https://vk.com/wall112267450_5451
3. Серияинформационных
карточек «Как распознать
фейковый
аккаунт»,
размещенная
в
группе
НЦПТИвсоциальнойсети
«ВКонтакте»:
https://vk.com/wall112267450_5813
Информационнообучающие
ролики
АкадемииМинпросвещения
России. Что
такое
двухфакторная
идентификацияизачемона
нужна
https://apkpro.ru/proekty/informats
ionno-obuchayushchie-videoroliki/
4. Информационный лонгрид
«Эмоциональное состояние в
сети. 5советов,какдержатьсебяв
тонусе
инепаниковать», размещенный
вгруппеНЦПТИв
социальной
сети
«ВКонтакте»:
https://vk.com/wall112267450_6245
Информационныйлонгрид
«Моральнаяпаника.Как неверная
оценка
угроз
провоцирует
новые?», размещенный в группе
НЦПТИ
всоциальнойсети
«ВКонтакте»:
https://vk.com/wall112267450_5996
3.
Тема3.Компьютер
3
https://bosova.ru/metodist/authors/i Беседа,
nformatika/3/eor5.php
групповая
работа,
индивидуал
ьнаяработа,
практическа я
работа
4.
Тема
4. Подготовка
текстов
на
компьютере
3
https://bosova.ru/metodist/authors/i Беседа,
nformatika/3/eor5.php
групповая
работа,
индивидуал
ьнаяработа,
практическа я
работа
5.
Тема5.Компьютерная
графика
3
https://bosova.ru/metodist/authors/i Беседа,
групповая
nformatika/3/eor5.php
работа,
индивидуал
ьнаяработа,
практическа я
работа
6.
Тема
6.
Создание
мультимедийных
презентаций
3
https://bosova.ru/metodist/authors/i Беседа,
nformatika/3/eor5.php
групповая
работа,
индивидуал
ьнаяработа,
практическа я
работа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 – 6 класс
№
урока
Дата проведения
Кол По плану
Пофакту
-во
ча
сов
Наименование разделов и тем
Тема1.Информация вокруг нас
2
Техника
безопасности
и
организация
1-2
2
рабочего места. Информация вокруг
нас. Хранение информации. Носители
информации. Передача информации. Поиск
информации в Сети Интернет.
Тема2.Медиамир,
окружающий
нас: 3
знакомимся с ним
Информация в интернете: что и как 1
3
публикуем, а что лучше не публиковать.
Опасности, подстерегающие нас в интернете:
фейки, опасный контент.
Как защитить себя от информационных 1
4
угроз?
5
Опасности,
подстерегающие
нас
интернете: мошенничество, агрессия.
в 1
Тема3.Компьютер
3
6
Программы и документы. Файлы и папки.1
Основные
правила
именования файлов.
7
Компьютерные объекты, их имена и 1
графические
обозначения.
Элементы
пользовательского интерфейса: рабочий стол;
панель задач.
Мышь, указатель мыши, действия с мышью.
Управление компьютером с помощью мыши.
8
Компьютерные меню. Главноеменю. Запуск 1
программ. Окно программы и его структура.
Диалоговые окна. Основные элементы
управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Тема
4.
компьютере
Подготовка
текстов
на
3
9
Текстовый редактор.
Правила
ввода
предложение, абзац.
1
текста.
Слово,
10
Приёмы редактирования (вставка, удаление и 1
замена символов). Фрагмент. Перемещение и
удаление
фрагментов.
Буфер
обмена.
Копирование фрагментов.
11
Вставка
в
документ
таблицы,
форматирование и заполнение данными.
Тема 5. Компьютерная графика
ее1
3
12
Компьютерная
графика.
Простейший графический редактор.
13
Инструменты
графического
1
редактора.
Инструменты
создания
простейших графических объектов.
14
Исправление ошибок и внесение изменений. 1
Работа
с
фрагментами:
удаление,
перемещение,
копирование.
Тема
6.
Создание
мультимедийных
презентаций
15
Мультимедийная презентация.
1
3
1
16
Анимация.
Возможности
настройки 1
анимации в редакторе презентаций.
17
Создание мульти медийной презентации.
1