Финансовая грамотность 5-8 класс 2025-2026г

Рабочая программа
Основы финансовой грамотности
5-8 классы / 0,25 часа в неделю / 34 часа в год
Классы / количество часов в неделю / количество часов в год

• Авторская программа по финансовой грамотности, 5—8 классы, авторы
программы: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. ,
А.В.Плотникова М.: «Вако» - 2018.

Пояснительная записка
Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» входит в курс
«Функциональной грамотности», формируемой за счет школьного компонента. Программа
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
• Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения РФ;
• Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования в РФ», 2019г.
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с
изменениями и дополнениями от 29.12.2017г. №1644, от 31.12.2018г. №1577);
• Авторская программа по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: Е. А.
Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. , А.В.Плотникова М.: «Вако» - 2018.
• Авторская программа по финансовой грамотности. 8 класса общеобразоват. орг. Авторы
программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «Вако» - 2018.
Результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений
на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в
виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи,
о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений
инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные
оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных
финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
5 класс
Календарно тематическое планирование разработано на основе учебной программы
для. 5–8 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова.
А.В.Плотникова М.: «Вако» - 2018.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование
активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье
и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
 Деньги, их история, виды денег.
 Семейный бюджет.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются:
 умение грамотно распоряжаться деньгами.
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном
бюджете.

Требования к предметным результатам освоения курса:
- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое
планирование, налогообложение.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в
виде таблицы, схемы;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей
их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
У
6 класс

Календарно тематическое планирование разработано на основе учебной
программы для. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н.
Корлюгова. А.В.Плотникова М.: «Вако» - 2018.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование
активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье
и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
 Финансовые риски;
 Защита от финансовых рисков.
 Материнский капитал
Планируемые результаты
Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются:
 умение грамотно распоряжаться деньгами.
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном
бюджете.
Требования к предметным результатам освоения курса:
- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое
планирование, социальные выплаты.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в
виде таблицы, схемы;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей
их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Ч7 класс
Календарно тематическое планирование разработано на основе учебной
программы для. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н.
Корлюгова. А.В.Плотникова М.: «Вако» - 2018.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование
активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье
и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
 Социальные службы;
 Пенсионная система РФ;
 Налоговая система РФ.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются:
 умение грамотно распоряжаться деньгами.
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном
бюджете.
Требования к предметным результатам освоения курса:
- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое
планирование, социальные выплаты.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в
виде таблицы, схемы;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей
их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Е
Б8 класс
Финансовая грамотность: учебная программа. 8 класс общеобразоват.орг. / Е. Б.
Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «Вако» - 2018
В 8 классах дети обучаются в возрасте 14–15 лет, когда с правовой точки зрения они
обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится
необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального
поведения в современных условиях финансового мира.
В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном
уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования
бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска,
подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как
на электронных, так и на бумажных носителях.
Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения
опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами)
финансовых отношений.
Цели и планируемые результаты.
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8 классов,
предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся
отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и
компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом
финансовых институтов, таких как банки, налоговый орган, пенсионная система и др.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие
в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и
государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их
оценки;
— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование
поведения в сфере финансов;
— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между
социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои
поступки;
Требования к предметным результатам освоения курса:
 Банковская система;
 Банковские карты;
 Валютный рвнок.
5 КЛАСС
Выпускник научится:
- понимать основные принципы экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи.
Выпускник получит возможность научиться:
- познакомиться с правилами личного финансового планирования бюджета;
- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
- решать элементарные экономические задачи.
6 КЛАСС
Выпускник научится:
- понимать и правильно использовать экономические термины.
- проведение простых финансовых расчётов.
Выпускник получит возможность научиться:
- составлять алгоритмы для решения практических задач;
- анализировать и оценивать с позиции экономических знаний сложившиеся
практики и модели поведения потребителя.

7 КЛАСС
Выпускник научится:
- определять приёмы работы с экономической информацией, её осмысление;
- проведение простых финансовых расчётов.
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
- решать проблемные ситуации через решение практических заданий.
8 КЛАСС
Выпускник научится:
- решать типичные задачи в области потребительской деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
- решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
- применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

Содержание курса
5 класс (8 часов)
Введение.
Раздел 1. Доходы и расходы семьи
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»
Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты.
Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Ролевая игра «Семейный бюджет».
6 класс (8 часов)
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».
Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа
«Страхование имущества, здоровья, жизни».

7 класс (8 часов)
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют
Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия».
Решение экономических задач «Социальные выплаты».
8 класс (8 часов)
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
Творческое задание
«Банковские услуги». Деловая игра «Кредит. Залог».
Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность».
Проект «Личный финансовый план».

Тематическое планирование
5 класс
№№

Тема

Количество
часов

1.

Деньги: что это такое

1

2.

От куда берутся деньги

1

3.

Куда уходят деньги

1

4.

Что такое семейный бюджет

1

5.

Еще раз о доходах и расходах семьи

1

6.

Мини-проект «Деньги»

1

7.

Мини-проект «Доходы семьи»

1

8.

Мини-проект «Расходы семьи»

1

Итого

8 часов

Тема

Количество
часов

6 класс
№№

1. Риски потери денег и имущества

1

2. Как человек может защититься

1

3. Материнский капитал

1

4. В жизни всякое может случиться

1

5. Как переложить свои страхи на других

1

6. Еще раз о финансовых рисках.

1

7. Мини-проект «Финансовые риски»

1

8. Мини –проект «как люди чаще всего используют материнский

1

капитал»
Итого

8 ч

7 класс
№№

Тема

Количество
часов

1.

Человек и государство: как они взаимодействуют

1

2.

Налоги, от которых не спрячешься

1

3.

Социальные пособия: как они могут помочь в жизни

1

4.

Мини-проект «Социальные пособия: как они могут помочь в жизни»

1

5.

Мини-проект «Налоговой системы в России»

1

6.

Мини-проект «Появление первых пенсий в России: когда и кому их
назначали»

1

7.

Мини-проект «Какие социальные пособия выплачивались в СССР»

1

8.

Итоговая дискуссия по курсу «Налоги - это цена цивилизованности
общества»».

1

Итого

8ч

8 класс
№№

Тема

Количество
часов

1.

Что такое банк и чем он может быть полезен

1

2.

Польза и риски банковских карт

1

3.

Что такое бизнес

1

4.

Как создать свое дело

1

5.

Что такое валютный рынок

1

6.

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1

7.

Мини - исследование «В какой валюте граждане хранят свои
сбережения» (на основе социологического опроса)

1

8.

Дискуссия «Чем доступнее кредит, тем труднее возврат»

1

Итого

8ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».