Окружающий мир 2 класс

MIIHNCTEPCTBO trPOCBEII{NIIruI POCCIIft CKOfi (DEAEPAUIilI
MunncrepcTBo o6parona'trfl tr Hflyntr rrepnacnoro Kpafl
Yn paarrenn e odpasoB&H trff

aA M rr Ir

nsrpa{tr n oprn ucroro ruyn n un n aJrbnoro

or(pyra lfepnrcroro ffpas

MEOY "Melsncras 0OIII"

COTNACOBAHO
lle.{arornqecKllM coBeroM

flpororon

Nq

l1 m

YTBEPxtreHO
MFOY

30.08.2A23 r.

Tpecrora O. f.

le

165 or 01 .A9.2023 r.

PAEOIIA^fl NPOTPAMMA

(tD 38727A4)

yrre6noro rpeAMera <)

ruraccoe

MeAssr€a 2023

t

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения во 2 классе
начальной школы. Содержание обучения во 2 классе завершатся перечнем универсальных учебных
действий (УДД) - познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно
формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных
особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень
формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения
только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на
интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление
терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность
вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их
перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за второй год обучения в начальной школе. В
тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания
обучения 2 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 2 класса начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а
также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— Формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета.
— Развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности.
— Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового

культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся.
— Развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии
с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и
природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей
составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует
формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания курса«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и
природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость»,
«Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе, составляет 68
часов (два часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Наша Родина — Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте. Государственные
символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная
площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с
Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на
карте. Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции,
обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые
события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и
общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа,
истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность,
уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений
членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения
звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле.
Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон
горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам,
Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи
в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы,
птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в
природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и
рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура,
закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в
школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на
пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира
наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне,
высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в
мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение);
— на основе наблюдения определять состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное);
— различать символы РФ;
— различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного);

— группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах
изученного);
— различать прошлое, настоящее, будущее.
Работа с информацией:
— различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;
— читать информацию, представленную в схеме, таблице;
— используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;
— соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой:
— понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы
чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина,
столица, родной край, регион);
— понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество;
заповедник);
— понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим,
правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация);
2. описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной
системы;
3. создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают
профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес — природное сообщество» и др.);
4. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого
существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы);
5. приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере
своей местности);
6. описывать современные события от имени их участника.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи;
— контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению
учебной задачи;
— оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников,
спокойно, без обид принимать советы и замечания.
Совместная деятельность:
— строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с
правилами поведения, принятыми в обществе;
— оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения,
проявления терпения и уважения к собеседнику;
— проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода,
молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее
дело;

— определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их
разрешения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 2 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в
пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его

последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с небольшой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
— находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
— узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего
региона;
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме и на природе;
— распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
— приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края;

важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий
жителей родного края;
— проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с
природными объектами, измерения;
— приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, при меры, иллюстрирующие
значение природы в жизни человека;
— описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты
(достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
— описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты
и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
— сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
— ориентироваться на местности по местным природным при знакам, Солнцу, компасу; —
создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе; —
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
— соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры
положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи
людям, нуждающимся в ней;
— соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения
пассажира наземного транспорта и метро;
— соблюдать режим дня и питания;
— безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа в
Интернет;
— безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в
случае необходимости.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество.
1.1.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на 1
карте.

0

0

Рассказ
учителя,
рассматривание Устный опрос;
иллюстраций,
чтение
текстов
о
федеративном
устройстве
России,
о
многонациональном составе населения страны;

МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

1.2.

Государственные символы России, символика своего региона.

1

0

0

Рассказ
учителя,
рассматривание Устный опрос;
иллюстраций,
чтение
текстов
о
федеративном
устройстве
России,
о
многонациональном составе населения страны;

МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

1.3.

Москва — столи ца. Достопримечательности Москвы. Страницы 2
истории Москвы.

0

0

Рассказ
учителя
по
возникновения
Игра-путешествие
по
экскурсоводами;
проводим
экскурсии
Санкт-Петербургу»;;

1.4.

Города России. Свой регион и его столица на карте РФ.

1

0

0

теме
теме
по

«История Устный опрос; МЭО
https://mob-edu.com/
Москвы»; Дидактическая РЭШ
https://resh.edu.ru/
«Работаем игра;
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
Москве;
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

Игра-путешествие
по
теме
«Работаем Устный опрос; МЭО
https://mob-edu.com/
экскурсоводами, проводим экскурсии по Дидактическая РЭШ
https://resh.edu.ru/
Москве,
Санкт-Петербургу»; игра;
ИНФОУРОК
Работа
с
картой:
Россия;
https://infourok.ru/
Москва;
МУЛЬТИУРОК
Санкт-Петербург;
https://multiurok.ru/
наш регион на карте РФ;;
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

1.5.

Россия — многонациональное
традиции, обычаи, праздники.

России,

их 2

1

0

Чтение текстов учебника о народах России, об Контрольная
их традициях, обычаях, праздниках;
работа;

1.6.

Родной край, его природные и культурные достопримечательности.

1

0

1

Чтение текстов учебника о народах России, об Устный опрос; МЭО
https://mob-edu.com/
их
традициях,
обычаях,
праздниках; Практическая
РЭШ
https://resh.edu.ru/
Составление сообщения об истории родного работа;
ИНФОУРОК
края
(при
помощи
взрослых,
с
https://infourok.ru/
использованием дополнительных источников
МУЛЬТИУРОК
информации);
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

1.7.

Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный 1
город на карте.

0

0

Составление сообщения об истории родного Устный опрос;
края
(при
помощи
взрослых,
с
использованием дополнительных источников
информации);

МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

1.8.

Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение 1
труда в жизни человека и общества.

1

0

Учебный диалог по теме «Зачем чело век Контрольная
трудится?»;
работа;
Дидактическая игра по теме «Профессии
города и села»;

МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

1.9.

Семья — коллектив. Семейное древо. Семейные ценности. и традиции. 2

0

1

Учебный диалог по теме «Послушаем друг Устный опрос; МЭО
https://mob-edu.com/
друга,
расскажем
о
своей
семье»; Практическая
РЭШ
https://resh.edu.ru/
Обсуждение обязанностей в семье, семейных работа;
ИНФОУРОК
традиций, совместный труд и отдых;
https://infourok.ru/
Практическая работа по теме «Составление
МУЛЬТИУРОК
схемы родословного древа семьи»;
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

государство.

Народы

МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

1.10.

Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи.

1

0

0

Обсуждение обязанностей в семье, семейных Устный опрос;
традиций, совместный труд и отдых;

1.11.

Правила культурного поведения в общественных местах.

1

0

1

Учебный диалог по теме «Оцени себя — Устный опрос; МЭО
https://mob-edu.com/
умеешь ли ты сдерживать эмоции?»;
Практическая
РЭШ
https://resh.edu.ru/
работа;
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

1.12

Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и 2
особенностям других людей — главные правила взаимоотношений
членов общества.

1

0

Анализ ситуаций, раскрывающих примеры Контрольная
гуманного отношения к людям;
работа;

0

1

Просмотр
и
обсуждение
иллюстраций, Устный опрос; МЭО
https://mob-edu.com/
видеофрагментов и других материалов (по Практическая
РЭШ
https://resh.edu.ru/
выбору) на тему «Звёздное небо Созвездия»;
работа;
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

Итого по разделу

МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

16

Раздел 2. Человек и природа.
2.1.

Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения 3
звёздного неба. Планеты.

2.2.

Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле.

3

0

0

Учебный диалог по теме
отличается от других планет»;

2.3.

Изображения Земли: глобус, карта, план.

3

0

1

Практическая работа с глобусом;

2.4.

Карта мира. Материки, океаны.

3

1

0

Рассказ учителя, работа с текстом учебника: Контрольная
описание и особенности океанов и материков работа;
на Земле;

МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

2.5.

Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его 3
устройство, ориентирование на местности.

0

1

Практическая
работа
с
картой:
«Как Практическая
показывать объекты на настенной карте»;
работа;

МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

2.6.

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы.

0

0

Экскурсия в парк:
кустарников, трав;

МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

3

«Чем

сравнение

Земля Устный опрос;

Практическая
работа;

деревьев, Виртуальная
экскурсия;

МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

2.7.

Дикорастущие и культурные растения.

3

0

0

Классификация
растений
(по Устный опрос;
иллюстрациям): дикорастущие —культурные;

МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

2.8.

Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения.

3

0

0

Работа в
группах
с иллюстративным Устный опрос;
материалом:
составление
коллективного
рассказа по теме «Каким бывает растение в
разные сезоны»;

МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

2.9.

Мир животных (фауна).

3

0

0

Дидактическая игра по теме «Угадай животное Дидактическая
по описанию»;
игра;

МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

2.10.

Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: 3
общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания,
размножения).

0

0

Логическая задача по теме «Найди ошибку— Устный опрос;
какое животное попало в эту группу случайно»;

МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

2.11.

Сезонная жизнь животных.

1

0

Ролевая игра по теме «Собрание в лесу —кто Контрольная
как готовится к зиме»;
работа;

МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

1

2.12

Красная книга России, её значение, отдельные представители растений 2
и животных Красной книги.

0

1

Учебный диалог по теме «Что такое Красная Устный опрос; МЭО
https://mob-edu.com/
книга?»;
Практическая
РЭШ
https://resh.edu.ru/
Просмотр
и
обсуждение
иллюстраций, работа;
ИНФОУРОК
видеофрагментов и других материалов (по
https://infourok.ru/
выбору) на тему: «Растения и животные
МУЛЬТИУРОК
Красной
книги»;
https://multiurok.ru/
Рассказ учителя: «Растения и животные
PANDIA
https://pandia.ru/
нашего края, занесённые в Красную книгу»;
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

2.13

Заповедники, природные парки.
нравственного поведения на природе.

1

0

Коллективное
теме«Правила
местах»;

Итого по разделу

Охрана

природы.

Правила 1

составление
памятки
по Контрольная
поведения
в
заповедных работа;

МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

34

Раздел 3. Правила безопасной жизни.
3.1.

Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, 2
двигательной активности) и рациональное питание (количество
приёмов пищи и рацион питания).

0

0

Учебный диалог по теме «Зачем нужен режим Устный опрос;
дня? Почему нужно правильно питаться?»;

МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

3.2.

Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие 2
сохранения и укрепления здоровья.

0

0

Учебный диалог по теме «Зачем нужен режим Устный опрос;
дня? Почему нужно правильно питаться?»;
Беседа по теме «Что может случиться на
прогулке, на игровой площадке, дома и в
школе,
если
не
соблюдать
правила
безопасности»;

МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

3.3.

Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения 2
на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной
территории).

0

0

Ролевая игра по теме «Мы — пешеходы»; Ролевая игра;
Анализ дорожных ситуаций.;

МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

3.4.

Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и 3
метро. Номера телефонов экстренной помощи.

0

0

Беседа по теме «Правила
общественном транспорте»;

МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

3.5.

Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в 3
Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в
условиях контролируемого доступа в Интернет.

0

1

Практическая работа по
пользования компьютером»;

6

8

Итого по разделу

12

Резервное время

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

поведения

теме

в Устный опрос;

«Правила Практическая
работа;

МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1.

Родная страна

1

0

0

Устный
опрос;

2.

Город и село

1

0

0

Устный
опрос;

3.

Наши проекты «Родной
город (село)»

1

0

1

Практическая
работа;

4.

Природа и рукотворный мир

1

0

0

Устный
опрос;

5.

Проверим себя и оценим
достижения

1

1

0

Контрольная
работа;

6.

Неживая и живая природа

1

0

0

Устный
опрос;

7.

Явления природы

1

0

0

Устный
опрос;

8.

Что такое погода

1

0

0

Устный
опрос;

9.

В гости к осени

1

0

0

Устный
опрос;

10. Звёздное небо

1

0

1

Практическая
работа;

11. Заклянем в кладовые Земли

1

0

0

Устный
опрос;

12. Про воздух…

1

0

0

Устный
опрос;

13. …И про воду

1

0

0

Устный
опрос;

14. Какие бывают растения

1

0

0

Устный
опрос;

15. Какие бывают животные

1

0

0

Устный
опрос;

16. Невидимые нити

1

0

0

Устный
опрос;

17. Дикорастущие и культурные
растения

1

0

0

Устный
опрос;

18. Дикие и домашние животные 1

0

0

Устный
опрос;

19. Комнатные растения

1

0

0

Устный
опрос;

20. Животные живого уголка

1

0

0

Устный
опрос;

21. Про кошек и собак

1

0

0

Устный
опрос;

22. Красная книга

1

0

0

Устный
опрос;

23. Будь природе другом

1

0

0

Устный
опрос;

24. Наши проекты «Красная
книга» или «Возьмем под
защиту»

1

0

1

Практическая
работа;

25. Проверим и оценим свои
достижения

1

1

0

Контрольная
работа;

26. Что такое экономика

1

0

0

Устный
опрос;

27. Из чего что сделано

1

0

0

Устный
опрос;

28. Как построить дом

1

0

0

Устный
опрос;

29. Какой бывает транспорт

1

0

0

Устный
опрос;

30. Культура и образование

1

0

0

Устный
опрос;

31. Все профессии важны

1

0

0

Устный
опрос;

32. Наши проекты «Профессии»

1

0

1

Практическая
работа;

33. В гости к зиме

1

0

0

Устный
опрос;

34. Проверим и оценим свои
достижения

1

1

0

Контрольная
работа;

35. Строение тема человека

1

0

0

Устный
опрос;

36. Если хочешь быть здоров

1

0

0

Устный
опрос;

37. Берегись автомобиля

1

0

0

Устный
опрос;

38. Домашние опасности

1

0

0

Устный
опрос;

39. Пожар

1

0

0

Устный
опрос;

40. На воде и в лесу

1

0

0

Устный
опрос;

41. Опасные насекомые

1

0

0

Устный
опрос;

42. Проверим и оценим свои
достижения

1

1

0

Контрольная
работа;

43. Наша дружная семья.
Проект«Родословная»

1

0

1

Практическая
работа;

44. В школе

1

0

0

Устный
опрос;

45. Правила вежливости

1

0

1

Практическая
работа;

46. Ты и твои друзья

1

0

0

Устный
опрос;

47. Мы – зрители и пассажиры

1

0

0

Устный
опрос;

48. Проверим и оценим свои
достижения

1

1

0

Контрольная
работа;

49. Посмотри вокруг

1

0

0

Устный
опрос;

50. Ориентирование на
местности

1

0

0

Устный
опрос;

51. Формы земной поверхности

1

0

0

Устный
опрос;

52. Водные богатства

1

0

0

Устный
опрос;

53. В гости к весне

1

0

0

Устный
опрос;

54. Россия на карте

1

0

0

Устный
опрос;

55. Россия на карте

1

0

0

Устный
опрос;

56. Наши проекты «Города
России»

1

0

1

Практическая
работа;

57. Путешествие по Москве

1

0

0

Устный
опрос;

58. Московский кремль

1

0

0

Устный
опрос;

59. Город на Неве

1

0

0

Устный
опрос;

60. Путешествие по планете

1

0

0

Устный
опрос;

61. Путешествие по материкам

1

0

0

Устный
опрос;

Путешествие по материкам

1

0

0

Зачет;

63. Страны мира

1

0

0

Устный
опрос;

64. Страны мира

1

0

0

Зачет;

65. Наши проекты «Страны
мира»

1

0

1

Практическая
работа;

66. Впереди лето

1

0

0

Устный
опрос;

67. Проверим себя и оценим
свои достижения

1

1

0

Контрольная
работа;

68. Повторение

1

0

0

Тестирование;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

68

6

8

62.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество
«Издательство«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по окружающему миру 2 класс, коллекция презентаций, методические
рекомендации, КИМ 2 класс.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
МЭО https://mob-edu.com/
РЭШ https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/
PANDIA https://pandia.ru/
УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5-klass/grade-790

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Коллекция учебных плакатов, мультимедийный компьютер, проектор, колонки.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Гербарий, термометр.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».