MIIHNCTEPCTBO trPOCBEII{NIIruI POCCIIft CKOfi (DEAEPAUIilI
MunncrepcTBo o6parona'trfl tr Hflyntr rrepnacnoro Kpafl
Yn paarrenn e odpasoB&H trff
aA M rr Ir
nsrpa{tr n oprn ucroro ruyn n un n aJrbnoro
or(pyra lfepnrcroro ffpas
MEOY "Melsncras 0OIII"
COTNACOBAHO
lle.{arornqecKllM coBeroM
flpororon
Nq
l1 m
YTBEPxtreHO
MFOY
30.08.2A23 r.
Tpecrora O. f.
le
165 or 01 .A9.2023 r.
PAEOIIA^fl NPOTPAMMA
(tD 38727A4)
yrre6noro rpeAMera <)
ruraccoe
MeAssr€a 2023
t
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения во 2 классе
начальной школы. Содержание обучения во 2 классе завершатся перечнем универсальных учебных
действий (УДД) - познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно
формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных
особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень
формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения
только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на
интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление
терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность
вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их
перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за второй год обучения в начальной школе. В
тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания
обучения 2 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 2 класса начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а
также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— Формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета.
— Развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности.
— Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся.
— Развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии
с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и
природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей
составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует
формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания курса«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и
природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость»,
«Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе, составляет 68
часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Наша Родина — Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте. Государственные
символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная
площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с
Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на
карте. Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции,
обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые
события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и
общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа,
истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность,
уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений
членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения
звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле.
Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон
горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам,
Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи
в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы,
птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в
природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и
рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура,
закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в
школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на
пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира
наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне,
высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в
мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение);
— на основе наблюдения определять состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное);
— различать символы РФ;
— различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного);
— группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах
изученного);
— различать прошлое, настоящее, будущее.
Работа с информацией:
— различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;
— читать информацию, представленную в схеме, таблице;
— используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;
— соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой:
— понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы
чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина,
столица, родной край, регион);
— понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество;
заповедник);
— понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим,
правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация);
2. описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной
системы;
3. создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают
профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес — природное сообщество» и др.);
4. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого
существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы);
5. приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере
своей местности);
6. описывать современные события от имени их участника.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи;
— контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению
учебной задачи;
— оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников,
спокойно, без обид принимать советы и замечания.
Совместная деятельность:
— строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с
правилами поведения, принятыми в обществе;
— оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения,
проявления терпения и уважения к собеседнику;
— проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода,
молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее
дело;
— определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их
разрешения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 2 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в
пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с небольшой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
— находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
— узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего
региона;
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме и на природе;
— распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
— приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края;
важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий
жителей родного края;
— проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с
природными объектами, измерения;
— приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, при меры, иллюстрирующие
значение природы в жизни человека;
— описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты
(достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
— описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты
и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
— сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
— ориентироваться на местности по местным природным при знакам, Солнцу, компасу; —
создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе; —
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
— соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры
положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи
людям, нуждающимся в ней;
— соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения
пассажира наземного транспорта и метро;
— соблюдать режим дня и питания;
— безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа в
Интернет;
— безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в
случае необходимости.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего
контрольные
работы
практические
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество.
1.1.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на 1
карте.
0
0
Рассказ
учителя,
рассматривание Устный опрос;
иллюстраций,
чтение
текстов
о
федеративном
устройстве
России,
о
многонациональном составе населения страны;
МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
1.2.
Государственные символы России, символика своего региона.
1
0
0
Рассказ
учителя,
рассматривание Устный опрос;
иллюстраций,
чтение
текстов
о
федеративном
устройстве
России,
о
многонациональном составе населения страны;
МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
1.3.
Москва — столи ца. Достопримечательности Москвы. Страницы 2
истории Москвы.
0
0
Рассказ
учителя
по
возникновения
Игра-путешествие
по
экскурсоводами;
проводим
экскурсии
Санкт-Петербургу»;;
1.4.
Города России. Свой регион и его столица на карте РФ.
1
0
0
теме
теме
по
«История Устный опрос; МЭО
https://mob-edu.com/
Москвы»; Дидактическая РЭШ
https://resh.edu.ru/
«Работаем игра;
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
Москве;
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
Игра-путешествие
по
теме
«Работаем Устный опрос; МЭО
https://mob-edu.com/
экскурсоводами, проводим экскурсии по Дидактическая РЭШ
https://resh.edu.ru/
Москве,
Санкт-Петербургу»; игра;
ИНФОУРОК
Работа
с
картой:
Россия;
https://infourok.ru/
Москва;
МУЛЬТИУРОК
Санкт-Петербург;
https://multiurok.ru/
наш регион на карте РФ;;
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
1.5.
Россия — многонациональное
традиции, обычаи, праздники.
России,
их 2
1
0
Чтение текстов учебника о народах России, об Контрольная
их традициях, обычаях, праздниках;
работа;
1.6.
Родной край, его природные и культурные достопримечательности.
1
0
1
Чтение текстов учебника о народах России, об Устный опрос; МЭО
https://mob-edu.com/
их
традициях,
обычаях,
праздниках; Практическая
РЭШ
https://resh.edu.ru/
Составление сообщения об истории родного работа;
ИНФОУРОК
края
(при
помощи
взрослых,
с
https://infourok.ru/
использованием дополнительных источников
МУЛЬТИУРОК
информации);
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
1.7.
Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный 1
город на карте.
0
0
Составление сообщения об истории родного Устный опрос;
края
(при
помощи
взрослых,
с
использованием дополнительных источников
информации);
МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
1.8.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение 1
труда в жизни человека и общества.
1
0
Учебный диалог по теме «Зачем чело век Контрольная
трудится?»;
работа;
Дидактическая игра по теме «Профессии
города и села»;
МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
1.9.
Семья — коллектив. Семейное древо. Семейные ценности. и традиции. 2
0
1
Учебный диалог по теме «Послушаем друг Устный опрос; МЭО
https://mob-edu.com/
друга,
расскажем
о
своей
семье»; Практическая
РЭШ
https://resh.edu.ru/
Обсуждение обязанностей в семье, семейных работа;
ИНФОУРОК
традиций, совместный труд и отдых;
https://infourok.ru/
Практическая работа по теме «Составление
МУЛЬТИУРОК
схемы родословного древа семьи»;
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
государство.
Народы
МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
1.10.
Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи.
1
0
0
Обсуждение обязанностей в семье, семейных Устный опрос;
традиций, совместный труд и отдых;
1.11.
Правила культурного поведения в общественных местах.
1
0
1
Учебный диалог по теме «Оцени себя — Устный опрос; МЭО
https://mob-edu.com/
умеешь ли ты сдерживать эмоции?»;
Практическая
РЭШ
https://resh.edu.ru/
работа;
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
1.12
Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и 2
особенностям других людей — главные правила взаимоотношений
членов общества.
1
0
Анализ ситуаций, раскрывающих примеры Контрольная
гуманного отношения к людям;
работа;
0
1
Просмотр
и
обсуждение
иллюстраций, Устный опрос; МЭО
https://mob-edu.com/
видеофрагментов и других материалов (по Практическая
РЭШ
https://resh.edu.ru/
выбору) на тему «Звёздное небо Созвездия»;
работа;
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
Итого по разделу
МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
16
Раздел 2. Человек и природа.
2.1.
Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения 3
звёздного неба. Планеты.
2.2.
Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле.
3
0
0
Учебный диалог по теме
отличается от других планет»;
2.3.
Изображения Земли: глобус, карта, план.
3
0
1
Практическая работа с глобусом;
2.4.
Карта мира. Материки, океаны.
3
1
0
Рассказ учителя, работа с текстом учебника: Контрольная
описание и особенности океанов и материков работа;
на Земле;
МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
2.5.
Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его 3
устройство, ориентирование на местности.
0
1
Практическая
работа
с
картой:
«Как Практическая
показывать объекты на настенной карте»;
работа;
МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
2.6.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы.
0
0
Экскурсия в парк:
кустарников, трав;
МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
3
«Чем
сравнение
Земля Устный опрос;
Практическая
работа;
деревьев, Виртуальная
экскурсия;
МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
2.7.
Дикорастущие и культурные растения.
3
0
0
Классификация
растений
(по Устный опрос;
иллюстрациям): дикорастущие —культурные;
МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
2.8.
Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения.
3
0
0
Работа в
группах
с иллюстративным Устный опрос;
материалом:
составление
коллективного
рассказа по теме «Каким бывает растение в
разные сезоны»;
МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
2.9.
Мир животных (фауна).
3
0
0
Дидактическая игра по теме «Угадай животное Дидактическая
по описанию»;
игра;
МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
2.10.
Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: 3
общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания,
размножения).
0
0
Логическая задача по теме «Найди ошибку— Устный опрос;
какое животное попало в эту группу случайно»;
МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
2.11.
Сезонная жизнь животных.
1
0
Ролевая игра по теме «Собрание в лесу —кто Контрольная
как готовится к зиме»;
работа;
МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
1
2.12
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений 2
и животных Красной книги.
0
1
Учебный диалог по теме «Что такое Красная Устный опрос; МЭО
https://mob-edu.com/
книга?»;
Практическая
РЭШ
https://resh.edu.ru/
Просмотр
и
обсуждение
иллюстраций, работа;
ИНФОУРОК
видеофрагментов и других материалов (по
https://infourok.ru/
выбору) на тему: «Растения и животные
МУЛЬТИУРОК
Красной
книги»;
https://multiurok.ru/
Рассказ учителя: «Растения и животные
PANDIA
https://pandia.ru/
нашего края, занесённые в Красную книгу»;
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
2.13
Заповедники, природные парки.
нравственного поведения на природе.
1
0
Коллективное
теме«Правила
местах»;
Итого по разделу
Охрана
природы.
Правила 1
составление
памятки
по Контрольная
поведения
в
заповедных работа;
МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
34
Раздел 3. Правила безопасной жизни.
3.1.
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, 2
двигательной активности) и рациональное питание (количество
приёмов пищи и рацион питания).
0
0
Учебный диалог по теме «Зачем нужен режим Устный опрос;
дня? Почему нужно правильно питаться?»;
МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
3.2.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие 2
сохранения и укрепления здоровья.
0
0
Учебный диалог по теме «Зачем нужен режим Устный опрос;
дня? Почему нужно правильно питаться?»;
Беседа по теме «Что может случиться на
прогулке, на игровой площадке, дома и в
школе,
если
не
соблюдать
правила
безопасности»;
МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
3.3.
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения 2
на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной
территории).
0
0
Ролевая игра по теме «Мы — пешеходы»; Ролевая игра;
Анализ дорожных ситуаций.;
МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
3.4.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и 3
метро. Номера телефонов экстренной помощи.
0
0
Беседа по теме «Правила
общественном транспорте»;
МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
3.5.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в 3
Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в
условиях контролируемого доступа в Интернет.
0
1
Практическая работа по
пользования компьютером»;
6
8
Итого по разделу
12
Резервное время
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
поведения
теме
в Устный опрос;
«Правила Практическая
работа;
МЭО
https://mob-edu.com/
РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
PANDIA
https://pandia.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog/rus/5klass/grade-790
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
1.
Родная страна
1
0
0
Устный
опрос;
2.
Город и село
1
0
0
Устный
опрос;
3.
Наши проекты «Родной
город (село)»
1
0
1
Практическая
работа;
4.
Природа и рукотворный мир
1
0
0
Устный
опрос;
5.
Проверим себя и оценим
достижения
1
1
0
Контрольная
работа;
6.
Неживая и живая природа
1
0
0
Устный
опрос;
7.
Явления природы
1
0
0
Устный
опрос;
8.
Что такое погода
1
0
0
Устный
опрос;
9.
В гости к осени
1
0
0
Устный
опрос;
10. Звёздное небо
1
0
1
Практическая
работа;
11. Заклянем в кладовые Земли
1
0
0
Устный
опрос;
12. Про воздух…
1
0
0
Устный
опрос;
13. …И про воду
1
0
0
Устный
опрос;
14. Какие бывают растения
1
0
0
Устный
опрос;
15. Какие бывают животные
1
0
0
Устный
опрос;
16. Невидимые нити
1
0
0
Устный
опрос;
17. Дикорастущие и культурные
растения
1
0
0
Устный
опрос;
18. Дикие и домашние животные 1
0
0
Устный
опрос;
19. Комнатные растения
1
0
0
Устный
опрос;
20. Животные живого уголка
1
0
0
Устный
опрос;
21. Про кошек и собак
1
0
0
Устный
опрос;
22. Красная книга
1
0
0
Устный
опрос;
23. Будь природе другом
1
0
0
Устный
опрос;
24. Наши проекты «Красная
книга» или «Возьмем под
защиту»
1
0
1
Практическая
работа;
25. Проверим и оценим свои
достижения
1
1
0
Контрольная
работа;
26. Что такое экономика
1
0
0
Устный
опрос;
27. Из чего что сделано
1
0
0
Устный
опрос;
28. Как построить дом
1
0
0
Устный
опрос;
29. Какой бывает транспорт
1
0
0
Устный
опрос;
30. Культура и образование
1
0
0
Устный
опрос;
31. Все профессии важны
1
0
0
Устный
опрос;
32. Наши проекты «Профессии»
1
0
1
Практическая
работа;
33. В гости к зиме
1
0
0
Устный
опрос;
34. Проверим и оценим свои
достижения
1
1
0
Контрольная
работа;
35. Строение тема человека
1
0
0
Устный
опрос;
36. Если хочешь быть здоров
1
0
0
Устный
опрос;
37. Берегись автомобиля
1
0
0
Устный
опрос;
38. Домашние опасности
1
0
0
Устный
опрос;
39. Пожар
1
0
0
Устный
опрос;
40. На воде и в лесу
1
0
0
Устный
опрос;
41. Опасные насекомые
1
0
0
Устный
опрос;
42. Проверим и оценим свои
достижения
1
1
0
Контрольная
работа;
43. Наша дружная семья.
Проект«Родословная»
1
0
1
Практическая
работа;
44. В школе
1
0
0
Устный
опрос;
45. Правила вежливости
1
0
1
Практическая
работа;
46. Ты и твои друзья
1
0
0
Устный
опрос;
47. Мы – зрители и пассажиры
1
0
0
Устный
опрос;
48. Проверим и оценим свои
достижения
1
1
0
Контрольная
работа;
49. Посмотри вокруг
1
0
0
Устный
опрос;
50. Ориентирование на
местности
1
0
0
Устный
опрос;
51. Формы земной поверхности
1
0
0
Устный
опрос;
52. Водные богатства
1
0
0
Устный
опрос;
53. В гости к весне
1
0
0
Устный
опрос;
54. Россия на карте
1
0
0
Устный
опрос;
55. Россия на карте
1
0
0
Устный
опрос;
56. Наши проекты «Города
России»
1
0
1
Практическая
работа;
57. Путешествие по Москве
1
0
0
Устный
опрос;
58. Московский кремль
1
0
0
Устный
опрос;
59. Город на Неве
1
0
0
Устный
опрос;
60. Путешествие по планете
1
0
0
Устный
опрос;
61. Путешествие по материкам
1
0
0
Устный
опрос;
Путешествие по материкам
1
0
0
Зачет;
63. Страны мира
1
0
0
Устный
опрос;
64. Страны мира
1
0
0
Зачет;
65. Наши проекты «Страны
мира»
1
0
1
Практическая
работа;
66. Впереди лето
1
0
0
Устный
опрос;
67. Проверим себя и оценим
свои достижения
1
1
0
Контрольная
работа;
68. Повторение
1
0
0
Тестирование;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
68
6
8
62.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество
«Издательство«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по окружающему миру 2 класс, коллекция презентаций, методические
рекомендации, КИМ 2 класс.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
МЭО https://mob-edu.com/
РЭШ https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/
PANDIA https://pandia.ru/
УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5-klass/grade-790
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Коллекция учебных плакатов, мультимедийный компьютер, проектор, колонки.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Гербарий, термометр.