Рабочая программа по ОДНКНР 5-6 класс ФГОС
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОДНКНР разработана на основе нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ( от 29 декабря 2012 года № 273)
- Авторской программы основного общего образования по Основам духовно-нравственной культуры народов России: 5- 6 классы:
учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана -Граф, 2020 года.
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. № 459 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»).
- Рекомендаций по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовнонравственной культуры народов России» (письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761);
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Медянская ООШ».
- Учебного плана МБОУ «Медянская ООШ» на 2023 – 2024 учебный год.
Рабочая программа по ОДНКНР включает в себя:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного
предмета ОДНКНР;
- описание места учебного предмета ОДНКНР;
- содержание тем учебного предмета ОДНКНР;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы;
- планируемые результаты освоения учебного предмета ОДНКНР;
- календарно – тематическое планирование;
- Приложение:
- Приложение №1 «Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся по ОДНКНР»;
- Приложение № 2 «Контрольно – измерительные материалы»
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» предполагается в пятом и шестом классах. В пятом классе продолжается реализация главной
цели: «Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в
культуре, истории и современности России». Результатом обучения за два года должно стать пробуждение интереса к культуре других
народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству,
взаимодействию.
В процессе изучения данного курса в 5- 6 классах у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности
(добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры
каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных
интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и
какому народу изначально принадлежат. Продолжается реализация авторской идеи, что основной формой организации обучения
является совместная, коллективная деятельность школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями
России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества.
Особое значение учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии
общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного
предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается
большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы,
включая
религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии
«культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление,
воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники и
шестиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными
умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Конечно,
главным средством обучения в пятом и шестом классе остается учебник. Вместе с тем, увеличивается доля мини-лекций учителя, его
объяснений, рассказов-дополнений. Сочетание разных методов обучения:
– чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных
учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками
учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея»,
тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение;
наличие толкового словарика).
Цель учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – формирование первоначальных представлений о
светской этике, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной
школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных
предметов на ступени основной школы;
развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на
основе взаимного уважения и диалога и др.
Описание места учебного предмета ОДНКНР в учебном плане
Учебный план предусматривает обязательное изучение Основы духовно-нравственной культуры народов России на этапе основного
общего образования в 5 классе в объѐме 34 часов: 1 час в неделю (34 учебные недели)
Учебный план предусматривает обязательное изучение Основы духовно-нравственной культуры народов России на этапе основного
общего образования в 6 классе в объеме 34 часов: 1 час в неделю (34 учебные недели)
Содержание тем учебного предмета ОДНКНР
5 класс
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры –
представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.
Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна.
Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники,
создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального
эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения
патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели
разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над
фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов
славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной
национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе.
Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья –
хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные
семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.
Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное
наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси.
Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее
убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама.
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад
мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам.
Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие
Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах
мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения
буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую
религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить
память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты
России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные
качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Нравственные качества человека.
Содержание тем учебного предмета ОДНКНР
6 класс
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры –
представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.
Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна.
Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники,
создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального
эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения
патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели
разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над
фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов
славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной
национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе.
Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья –
хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные
семейные ценности. О
юбви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения
членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное
наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси.
Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее
убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама.
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад
мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам.
Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие
Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах
мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения
буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую
религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить
память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты
России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные
качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Нравственные качества человека.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы 5 класс
№
1
2-3
4-5
6-7
8-9
10-11
12-13
14-15
16-17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30-31
32-33
34
Наименование разделов и тем
Введение.
В мире культуры-4ч
Величие многонациональной российской культуры
Человек – творец и носитель культуры
Нравственные ценности-14ч
«Береги землю родимую, как мать любимую»
Жизнь ратными подвигами полна
В труде – красота человека
«Плод добрых трудов славен»
Люди труда
Бережное отношение к природе
Семья – хранитель духовных ценностей
Религия и культура -10ч
Роль религии в развитии культуры
Культурное наследие христианской Руси.
Культура ислама
Иудаизм и культура
Культурные традиции буддизма
Как сохранить духовные ценности-4ч
Забота государства о сохранении духовных ценностей
Хранить память предков
Твой духовный мир- 2ч
Что составляет твой духовный мир
Итого
Всего часов
1ч
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
34
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы 6 класс
№
1
Наименование разделов и тем
Введение.
2-3
4-5
Культура общества
Человек и вера
Всего часов
1ч
Что такое культура общества -4 часа
6-7
8-9
10-11
12-13
14-15
16-17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30
31
32
33-34
Нравственные ценности Российской культуры- 8 ч
Гражданин и государство
Кого называют патриотом
Героические страницы истории нашей страны
Нравственные ценности личности
Семья –создатель и хранитель
духовно-нравственных ценностей -4
часа
Семья-ячейка общества
Семейные ценности
Роль образования в развитии
культуры общества -6 часов
Общество и образование
Страницы истории развития образования
Религия и образование
Художественная культура народов
России -8 часов
Области художественной культуры
Декоративно-прикладное искусство народов России
Выдающиеся деятели народов России
Художественная культура, рожденная религией
Художественная культура традиционных религий России
Как сохранить культуру общества – 3часа
Кого называют образованным человеком
Культурное наследие России: почему необходимо его сохранять
ИТОГО
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
2
34
Планируемые результаты освоения учебного предмета ОДНКНР в 5- 6 классах
В итоге реализации программы курса ОДНКНР обучающиеся должны знать:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине,
гордости и за своѐ Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от
возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей,
правилами коммуникации и делового этикета.
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация,
произведение искусства).
Должны уметь:
• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных
текстов и прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять
их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить
доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
Приложение №1. Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся по ОДНКНР
Содержательный контроль и оценка знаний предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ОДКНР
учеником и не допускает сравнения его с другими детьми.
Итоговая работа проводится в мае и включает защиту проекта по основным темам курса. Система оценивания курса содержит диагностику
теоретических знаний и диагностику личностных изменений учащихся.
Для диагностики личностных изменений обучающихся реализуется мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших
школьников, ведѐтся Портфолио ученика. Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика по предмету, в которые
могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие динамику ученика,
самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы
и пр. В портфолио учеником должны быть размещены не менее двух третей творческих домашних заданий, выполнение которых
фиксируется в специальной таблице. Динамика результативности усвоения курса учащимися фиксируется учителем. Классный журнал
является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки не выставляются. Качество усвоения знаний и
умений оценивается следующими видами оценочных суждений: понимает, применяет (сформированы умения и навыки); различает,
запоминает, не всегда воспроизводит; не различает, не запоминает, не воспроизводит.
Приложение № 2. Контрольно – измерительные материалы
Входящий контроль
Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?
О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?
Как вы понимаете слово светский? Как вы думаете, что такое этика?
Что вы можете рассказать о культуре и морали членам семьи и друзьям?
Подберите слова, противоположные по смыслу следующим: нетерпение, жестокость, зависть, гордость, себялюбие, раздражительность,
непослушание.
Подчеркните слова, с которыми связано слово «послушание»: своевольничать, гулять, слушать, слышать, исполнять.
Нарисуйте картинку: «Дерево добродетелей и страстей» и расположите на их плодах следующие понятия: терпение, непослушание,
благочестие, неусидчивость, милосердие, черствость, неуступчивость, воровство, прощение, смирение, порядочность, совестливость, злость,
себялюбие (эгоизм), кротость, честность.
Допишите предложения:
Человека называют добрым, когда ...
Семья — это ...
Любить родителей - значит ...
Итоговый контроль
Вспомните, что такое мораль.
Как вы думаете, как она возникла?
Всегда ли она существовала?
Как вы понимаете слова материальная культура и духовная культура?
Как вы объясните разницу между этими понятиями?
Каковы особенности морали как особого вида духовно-практической культуры?
Как ты думаешь, почему моральные нормы нигде не записаны?
Какой вклад вносишь ты в поддержание морали среди твоих друзей?
Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
Как ты думаешь, быть справедливым очень сложно? Обоснуй свой ответ
Примерные темы творческих работ:
Темы сочинений:
1.
«Возможен ли подвиг в мирное время?»
2.
«Мое отношение к людям»
3.
«Мое отношение к России»
4.
«С чего начинается Родина»
5.
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание
Отечества»
6.
«Мой дедушка – защитник Родины»
7.
«Мои друзья – люди разных национальностей и
вероисповеданий»