1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Моя Россия» для 9 класса разработана в соответствии с
Федеральнымзаконом«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»от29.12.2012
№273-ФЗ(с изменениямиидополнениями);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного планаи примерных
учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.03.2016№336«Об утвержденииперечнясредств обученияивоспитания,необходимых для
реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого
при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по
содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности)
новыхместв образовательныхорганизациях, критериев его формированияи требований к
функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места
обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования»; приказ Министерства образования и науки РФ
от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам:
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
ПостановлениемГлавногогосударственногосанитарноговрачаРФот29.12.2010
№189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Федеральным образовательным стандартом среднего общего образования,
утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (редакция от
29.06.2017);
Письмом Министерства образования и науки РФ "О рабочих программах учебных
предметов" от 20.10.2015 № 08-1786;
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические
изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и
потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие
российской истории икультурыкак важнейших факторов формирования чувства
патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом
традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации
воспитания подрастающего поколения.
Направленность программы: главное назначение данной программы –воспитание
патриотизма, любви и уважения к своей родине, ее истории и культуре,
совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности,
формирование элементарной эрудиции и общей культуры. Наши дети должны знать и
любить прошлоероднойстраны –во имясчастливого настоящего и достойного будущего. А
будущее любого народа – это новые поколения. Поэтому так важно, чтобы, вырастая,
нынешние детистановилисьдостойными гражданами и патриотами своей страны.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача
особенно актуальная, которая сегодня не может быть успешно решена без глубокого
познания духовного богатства своего народа, его истории и культуры. Социальный опыт
детей достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с
личным жизненным опытом, опираясь на знания о прошлом ближайшего социального
окружения – своей семьи, своего родного села. Опора на историю семьи помогает
школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан,
осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью
создания условий для воспитания гражданина страны и получения первоначальных
исторических знаний у школьников. Новые стандарты требуют нового подхода в
формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся
обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые
люди, которые самостоятельно могут принимать решения вситуациивыбора, прогнозируя
их
возможные
последствия,
способы
к
сотрудничеству,
отличающиеся
мобильностью,динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой
родной край, способные защищать Отчизну, знающие свою историю, свои корни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции
школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.
Цель программы:развитие личности школьника, готового к выполнению
гражданского долга и конституционных обязанностей, привитие ему основ духовнонравственного воспитания на основе изученияосновныхсобытийотечественнойистории,
православных, гражданско-патриотических, культурно-исторических традиций.
Задачи:
- создатьусловиядля
формирования личности активной, свободной и творческой,
готовой приносить пользу обществу и государству;
- формировать потребностииготовность
к самореализации, активной жизненной
позиции и исполнению гражданских прав и обязанностей;
- формироватьвысокоепатриотическоесознание,чувстводолгаиверности Отечеству;
- утверждатьвсознаниии чувствахвоспитанниковгражданскиеипатриотические
ценности, взгляды и убеждения;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории,
культуре и традициям;
- обеспечить учащихся историческими знаниями, раскрывающими путь России в разные
эпохи и периоды;
- приобщить учащихся к духовным и нравственным ценностям, национальной культуре и
традициямрусского народа;
- формироватьосознанноеотношениекОтечеству,егопрошлому,настоящемуи
будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развиватьгражданственностьинациональноесамосознаниеучащихся;
Формыработы:индивидуальная;групповая;фронтальная.
Основные принципы реализации программы: Патриотическое воспитание - это
систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у
учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству,
стремления квыполнениюсвоегогражданского долга. Программа «Россия –мояистория»
реализуется с помощью следующих принципов:
1. Принцип объективности, научности, который означает, что предлагаемое
содержание программы основано на положениях, зафиксированных в стандартах,
программах, учебниках. Приобщаясь к элементам научного поиска, исследовательским
методам, учащиеся овладевают умением отличать истинные положения от ложных.
2. Принципсвязи теории спрактикой нацеливает на необходимость постоянного
сомнения и проверки теории с помощью надежного критерия практики. Этот принцип
требует, чтобы в ходе учебных занятий не было ни одного задания, жизненный смысл
которого не был бы ясен дляребенка.
3. Принцип
последовательности,
систематичности
предполагает,
что
преподавание ведется в определенном порядке, системе, в строгой логической
последовательности: изучаемый материал четко планируется, делится на законченные
разделы, модули, шаги, в каждой учебной теме устанавливаются идейныецентры,главные
понятия, подчиняя им все другие части занятия. Важным инструментом обеспечения
принципа последовательности являются структурно-логические схемы, которые
сочетаются с эмоциями, чувствами. Для этого используются яркиефакты,образы, которые
естественно вплетаются в ткань изложения, углубляют и закрепляют учебный материал, а
не отвлекают от усвоения его главного содержания.
4. Принцип доступности обеспечивает соответствие обучения уже накопленным
знаниям и индивидуальным особенностям обучаемых. Следуя совету Я.А. Коменского
нужно идти в обучении от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого
к сложному, оттого, что близко, к тому, что далеко. Вместе с тем обучение не должно
оказываться излишне легким, оно должно вестись на оптимальном уровне трудности с
учетом интересов, жизненного опыта обучаемых. Необходимоучитьсвоихвоспитанников
самим находить истину, приобщая их к процессу се поиска. Процесс обучения нельзя
искусственно ускорять. Следует помнить, что возможности обучаемыхне беспредельны
и,что сокровищница знаний наполняется не в одночасье. Спешить в этом деле нужно
медленно.
5. Принцип наглядности - «золотое правило» обучения, которое требует, для
повышения эффективности обучения, использовать средства наглядности, опираясь не
только на органы зрения, но и все имеющиеся у человека органы чувств к восприятию
учебного материала.
6. Принцип активности обучаемых зависит от двух участников образовательного
процесса: преподавателя и учащегося, степень активности,которыхнеодинакова.Учитель
выступает в качестве субъекта обучения, аобучаемые — в роли его объекта. Но,
это не означает, что в процессе обучения учащиеся остаются полностью пассивными.
Учитель стимулирует познавательную деятельность учащихся путем формирования
мотивов обучения, использования познавательных интересов, профессиональных
склонностей, применение таких методов обучения, как игры, конкурсы, дискуссии,
элементы соревнования и т.п.
7. Принцип прочности усвоения знаний требует, чтобы содержание обучения
надолго закреплялось в сознании обучаемых, становилось основой их поведения. Этот
результат достигается только при условии, если обучаемый проявляет познавательную
активность, если организуется систематическое повторение материала, а также
обеспечивается систематический контроль результатов обучения, их измерение.
Контрользнаний.
Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть
которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно.
Согласно действующему учебному плану, рабочая программа курса внеурочной
деятельности «Россия – моя история»предусматривает обучение в объеме 0.5 час в неделю
- 17 часов в год.
Особенностиоборудованиязанятий
•
Комплектучебныхкартпоистории
•
Тренингипотемам
•
Тематическиетесты
•
Тестывсистемеонлайн
•
Компьютер
2. Планируемыерезультатыкурсавнеурочнойдеятельности«Россия –мояистория».
Требованиякрезультатам:
Личностныерезультаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордостиза
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие иосвоение социальной ролиобучающегося, развитиемотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формированиеэстетическихпотребностей,ценностейичувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)использованиезнаково-символическихсредствпредставленияинформациидля создания
моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практическихзадач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источникахиоткрытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
Предметныерезультаты:
1) пониманиеособой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости
за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
6) готовностькнравственномусамосовершенствованию,духовномусаморазвитию;
7) знакомство
с основными нормами морали, понимание
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
ее значения
в
Приложение 1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема
Количество Дата
часов
проведения
1.Россия-мояРодина(17часов)
2
Моя Родина–Россия. Составление тематической карты
нашей страны, обозначение границ государства.
Обсуждение понятия «Родина».
Я–гражданин России.
3
Что такое патриотизм?
1
4
1
10
Герб России. История появления и изменения герба в
разные периоды истории. Значение герба для
государства.
Флаг России. История появления флага и изменения
флага в разные периоды истории. Значение флага для
государства.
Я гимн родной страны пою. Авторы гимна(музыка,
текст). Первый гимн России. Значение гимна для
государства.
Москва–столица России.
Его история, основные
памятники архитектуры. История основания города.
Я и мое имя.
Моя родословная. Составление генеалогического древа
своей семьи.
С чего начинается Родина?
11
Село, которым я горжусь
1
12
Село, которым я горжусь
1
13
Устная история родного села. История села в картинках
1
14
Устная история родного села. История села в картинках
1
15
Наши земляки –гордость страны
1
16
Наши земляки –гордость страны
1
17
Живи, страна! Необъятная моя, Россия! Величие и
могущество России. Роль Родины для человека. Почему
важно гордиться своей страной? Что такое любить свою
Родину?
1
1
5
6
7
8
9
1
1
1
1
1
1
1
1
Приложение№2
Списоклитературыдляучителя
1. АрсентьевН.М.,ДаниловА.А.,СтефановичП.С./подредакциейА.В.Торкунова
История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016.
2. АрсентьевН.М.,ДаниловА.А.,КурукинИ.В.идр./подред.А.В.Торкунова
История России. 7 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016.
3. АрсентьевН.М.,ДаниловА.А.,КурукинИ.В.идр./Подред.А.В.Торкунова
История России. 8 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016.
4. АрсентьевН.М., ДаниловА.А., ЛевандовскийА.Аидр./Подред.А.В.Торкунова
История России. 9 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016.
5. Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций./А.Я.Юдовскаяидр.;подред.А.А.Искендерова.–М.:Просвещение, 2019.
6. ИсторияРоссии.Школьныйсловарь-справочник: учеб.пособиедляобщеобразоват.
организаций / А.А. Данилов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
7. ВсевойныРоссии.6-11классы. Школьный справочник. /Д.И.Бодер. –3-еизд.–М.:
ВАКО, 2018.
8. История. Трудные задания ЕГЭ. Работа с изображениями: учебное пособие для
общеобразовательныхорганизаций/И.А.Артасов,О.Н.Мельникова. –3изд.,стер.–
Москва: Просвещение, 2021.
9. История.ТрудныезаданияЕГЭ.Работаскартами:учебноепособиедля
общеобразовательныхорганизаций/И.А.Артасов,О.Н.Мельникова,Ю.Г.Войцик – 2
изд. – Москва: Просвещение, 2020.
10. Отечественнаяисториявсхемахитаблицах/В.В. Кириллов.–Москва:Эксмо,2020.
11. История.БольшойсправочникдляподготовкикЕГЭиОГЭ:справочноепособие/ Н.И.
Краморов. – Изд.5-е, перераб. – Ростов н/Д: Легион, 2020.
12. История.ЕГЭ.10-11-классы.Анализисторическогоисточника:учебноепособие/ Р.В.
Пазин – 11 изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Легион, 2020.
13. Историяразвитияроссийскойкультуры.ЕГЭ.10-11классы.Справочныематериалы,
задания, иллюстрации: учебно-методическое пособие / Р.В. Пазин. – Изд. 4-е,
исправ.идоп.–Ростовн/Д:Легион,2016.
Списоклитературыдляучеников
1. АрсентьевН.М.,ДаниловА.А.,СтефановичП.С./подредакциейА.В.Торкунова
История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016.
2. АрсентьевН.М.,ДаниловА.А.,КурукинИ.В.идр./подред.А.В.Торкунова
История России. 7 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016.
3. АрсентьевН.М.,ДаниловА.А.,КурукинИ.В.идр./Подред.А.В.Торкунова
История России. 8 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016.
4. АрсентьевН.М., ДаниловА.А., ЛевандовскийА.Аидр./Подред.А.В.Торкунова
История России. 9 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016.
5. Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций./А.Я.Юдовскаяидр.;подред.А.А.Искендерова.–М.:Просвещение, 2019.
6. ИсторияРоссии.Школьныйсловарь-справочник: учеб.пособиедляобщеобразоват.
организаций / А.А. Данилов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
7. ВсевойныРоссии.6-11классы. Школьный справочник. /Д.И.Бодер. –3-еизд.–М.:
ВАКО, 2018.
8. История. Трудные задания ЕГЭ. Работа с изображениями: учебное пособие для
общеобразовательныхорганизаций/И.А.Артасов,О.Н.Мельникова. –3изд.,стер.–
Москва: Просвещение, 2021.
9. История.ТрудныезаданияЕГЭ.Работаскартами:учебноепособиедля
общеобразовательныхорганизаций/И.А.Артасов,О.Н.Мельникова,Ю.Г.Войцик – 2
изд. – Москва: Просвещение, 2020.
10. История. БольшойсправочникдляподготовкикЕГЭи ОГЭ:справочноепособие/ Н.И.
Краморов. – Изд.5-е, перераб. – Ростов н/Д: Легион, 2020.
11. Атласы.
12. Контурныекарты.
13. Рабочиететради.
Интернет-ресурсы.
https://online.seterra.com/ru/vgp/3142
https://arzamas.academy/courses
https://was.media/
https://localcrew.ru/category/history/
https://russiainphoto.ru/